ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В ДШИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Содержание

1.Введение
  1.1. Актуальность темы.
  1.2. Практическая значимость.
2. Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов.
  2.1. Создание модели учебной мотивации.
3. Педагогические принципы формирования мотивации школьников.
  3.1. Обучение младших школьников в классе фортепиано.
  3.2. Особенности мотивации школьников в подростковом периоде.
4. Методы и приемы формирования мотивации учащихся в классе   фортепиано.
  4.1. Расширение репертуара.
  4.2. Педагогическое общение.
  4.3. Организация самостоятельной работы учащихся.
  4.4. Общность классной и внеклассной работы.
  4.5. Формирование особой эстетической среды. Работа с родителями.
5. Заключение.
6. Список литературы.

1.Введение
«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения»
П. Я. Гальперин

 1.1.Актуальность темы

Современное состояние формирования мотивации у школьников в системе музыкального образования
Деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к обучению, воспитаны чувства долга, ответственности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков и другие мотивы. Но, к сожалению, на сегодняшний день отсутствие этого интереса к учебе и является одной из проблем, заслуживающей особого внимания. В нынешней педагогике накопился ряд противоречий, препятствующих формированию мотивации обучения школьников в классе фортепиано.
В современных научных учреждениях Академии педагогических наук проводятся эксперименты, в основу которых положена мысль о том, что обучение и воспитание следует строить так, чтобы добиться наибольшей эффективности развития активности детей. Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире. А учат детей порой по-старому, бесконечно эксплуатируя в основном их память. Поэтому учение становится обременительным для ребенка.
Сотни тысяч детей обучаются музыке, и только небольшая часть становится в дальнейшем профессионалами. Что же дает остальным детям обучение в течение семи лет в детских музыкальных школах? С чем приходят они в самостоятельную жизнь, оставшись без преподавателей? Воспитаны ли они школой как подлинные любители, ценители музыки, умеющие сознательно слушать музыку и разобраться в ней? Подготовлены ли они к практическому, активному участию музыкальной жизни той среды, в которой им предстоит дальше жить, учиться или работать? Обеспечивает ли школа необходимое общее развитие и то наличие навыков, которое требуется для того, чтобы уметь самостоятельно разучить новое произведение, подобрать на инструменте услышанную мелодию, прочесть с листа, проаккомпанировать себе или товарищу, участвовать в ансамбле, словом, музицировать? Я проанализировала работу педагогов по классу фортепиано и пришла к выводу, что занятия в них ведутся в основном в русле традиционной педагогики. Были выделены характерные обстоятельства, которые не способствуют полноценному развитию учебной поисково-мыслительной деятельности учащихся, их общих и художественно-творческих способностей, а также формированию самостоятельности, инициативы.
Зачастую учащиеся класса фортепиано осваивают минимальный в количественном измерении учебно-педагогический репертуар. Исходя из требований устаревших типовых программ ДШИ, некоторые преподаватели видят основную задачу обучения в тщательном выучивании учениками небольшого количества пьес и этюдов за определенный отрезок времени (учебная четверть, полугодие) для показа на академическом концерте, техническом зачете, экзамене. В этом случае неминуемо возникают ситуации, когда в повседневной учебной практике учащиеся имеют дело с весьма ограниченным числом пьес, разучиваемых на протяжении довольно длительных отрезков времени, и подолгу не обращаются к изучению нового материала. Данное обстоятельство не может не сказываться на мотивационном аспекте обучения учащихся и темпе их развития. Безусловно, прав Г.М. Цыпин, который считает, что не может быть полноценного развития, когда «молодые музыканты учат… подолгу и понемногу -немногое».
 Чрезмерно большое внимание на занятиях уделяется работе над развитием исполнительской техники учащихся. Нередко это происходит в ущерб пополнению фонда знаний теоретического и обобщенного характера, формированию рационально-логических компонентов мышления учеников. В этих условиях познавательная сторона обучения в значительной мере отстает от практического освоения учащихся инструмента. На занятиях, главной целью которых является формирование всевозможных игровых навыков, просто не остается времени на общее музыкальное воспитание, просвещение, на решение художественно-поисковых задач, что также отрицательно сказывается на развитии ребенка. В целом, умения и навыки, приобретенные учеником в процессе подобного музыкального обучения, имеют ограниченный спектр действия и явную недостаточность широты и универсальности. Учащийся демонстрирует неспособность выйти в практической игровой деятельности за пределы узкого круга отработанных с педагогом пьес. Нередко после достаточно длительного обучения юные музыканты способны лишь сыграть несколько пьес, выученных под руководством педагога.
К сожалению, крайне недостаточно времени и внимания на занятиях уделяется обучению учащихся творческим видам музицирования (подбору по слуху, импровизация), которые активируют развитие практически всех музыкальных способностей начинающих пианистов.

Итак, цель моей работы заключается в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации
Данная цель конкретизируется в следующих основных задачах:
•   провести теоретический анализ понятия о мотивах
•   изучить мотивационную сферу учащихся
•   найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации
•   обобщив теоретические знания и собственный педагогический опыт сформировать средства и методы повышения учебной мотивации учащихся в классе фортепиано

1.2.Практическая значимость

Методическая значимость данной разработки заключается в том, что предложенный комплекс условий и средств позволяет повысить эффективность процесса формирования мотивации обучения учащихся ДШИ в классе фортепиано. Обобщение и систематизация собственного педагогического опыта способствуют решению данной проблемы и может быть внедрено в практику преподавателей ДШИ.


2.Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться.
На данном этапе я попыталась разобраться в вопросе, что такое мотив, какие бывают мотивы и какие виды мотивов мне, как педагогу, необходимо формировать и развивать в своих учениках.
Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив — побуждение к достижению цели.
Мотив — это то, что побуждает человека к действию.
Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.
2.Возьмём познавательные и социальные мотивы.
-познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
-социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе.
Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования.
Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы — в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам: мотивы социального сотрудничества — стремление к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и в формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной сложности или в отказе от них.

2.1.Как мы видим, и познавательные, и социальные мотивы должны быть сформированы у детей для успешной учебной деятельности. Но нужно стараться повышать уровни этих мотивов, стремясь добиться самых высоких.
С. Л Рубинштейн отмечал: «для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им», т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д. Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к избеганию неудач.
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.
Изложенное указывает на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.
Проанализировав все виды учебных мотивов, можно выделить те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться: познавательные и социальные на высшем уровне, внутренние и мотивы, направленные на достижение успеха. Это та совокупность мотивов, которая определяет высокий уровень развития учебной мотивации школьников. Или «универсальная молекула высокой учебной мотивации».



3.Педагогические принципы формирования мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано
Формирование уже на начальном этапе мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных, выполнения требований родителей), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба учащегося может оказаться просто невозможной. Надеяться на то, что эти мотивы возникнут сами по себе, не приходится.
Отношение детей к собственной деятельности определяется тем, как преподаватель организует их учебную деятельность, какова ее структура, содержание. Для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная ее мотивация, нужно учебную деятельность строить особым образом. От того, какова эта деятельность, из чего она состоит, как эти части между собой соотносятся — от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.
Важно обеспечить такое формирование мотивации, которое поддержало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем.
Общая целевая направленность преподавания фортепиано в ДШИ мной была уже охарактеризована выше. Научно-теоретическое осмысление задачи данной темы привело меня к заключению о том, что в основу успешной реализации проблемы формирования мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано может быть положено представление о совокупности специальных педагогических принципов:
1) принцип активизации учебно-познавательной деятельности школьников;
2)принцип диалогической направленности во взаимоотношениях преподавателя и учащегося;
3) принцип безотметочного оценивания.
Охарактеризую в подробной форме, в чем состоит сущность данных принципов, особенности их функционирования в исследуемом аспекте начального музыкального образования. Здесь же оговорюсь, что исследовательность их рассмотрения вовсе не означает установление какой-либо жесткой между ними иерархии. Наоборот, их сущность и функции рассматриваются мной в тесной связи и взаимообусловленности.
В понимании смыслового значения категории «принцип» я учитываю общенаучную, прежде всего педагогическую ее трактовку, где принцип раскрывается как основное, исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности, как система теоретических обобщений, призванных организовать содержание и процесс обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось наиболее плодотворно.
И.Ф. Харламов считает, что принцип — это: «Закономерность обучения, которая выступает в качестве основополагающих требований к практической организации учебного процесса».
По определению В.А. Сластенина: «Принцип обучения — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. …Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов».
Ш.А. Амонашвили пишет: «Принципы, если они действительно составляют систему в педагогическом процессе, характер и целостность которого они же и предопределяют, должны работать вместе, они должны олицетворять деятельность… и личность учителя. По мере овладения педагогическим мастерством и искусством учитель может забыть о существовании этих принципов, превратив их в общий дух своего повседневного общения с детьми. Принципы нужны не для того, чтобы довлеть над педагогическим процессом, а для того, чтобы не искажать его»
Первый из них — принцип активизации учебно-познавательной деятельности школьников. Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов является активизация учебной деятельности школьников. Огромной силой, побуждающей человека к активности, являются его духовные потребности и интересы.
Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Ш.А. Амонашвили: «Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь». Интерес — это лучшее побуждение. Если у ребенка возник интерес к фортепиано, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания преподавателя. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический прием в решении задач данного исследования. Чем больше определились интересы ученика, чем они более устойчивы и сильны, чем больше он уверен в своих возможностях и силах, тем более он настойчив в своих действиях, тем выше уровень его притязаний и выше его активность.
Как известно, интерес к чему-либо проявляется в том случае, если человек владеет знаниями в той или иной области. Следовательно, для того, чтобы усвоить эти знания, ребенок должен прилагать усилия, активно действовать над передаваемым ему взрослыми материалом. Если ребенок «не идет навстречу» тем знаниям, которые взрослый хочет ему передать, они не будут усвоены учеником, как бы к этому ни стремился учитель, соответственно не будут формироваться ни интересы, ни активность, ни тем более мотивация к обучению школьника в классе фортепиано.
Познавательная активность мной рассматривается как деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Быть активным — значит, находиться в состоянии действования. Ведь только в действии совершается упражнение, а значит и развитие тех органов, тех систем, работы которых эта деятельность требует, и тех свойств и способностей человека, которые в этой деятельности упражняются. Можно ли развить у ребенка ловкость и координацию движений рук, нужных, например, для формирования навыков фортепианного исполнительства, не упражняя его в этих действиях? Конечно, нет. Нельзя добиться развития у ребенка хорошего музыкального слуха, навыков музицирования и т. д., если не направить активность детей на непосредственное развитие всех этих навыков.
Регулярно и постепенно повышая требования к детям соответственно их продвижению, педагог мобилизует активность каждого ученика, побуждая его к усилию, необходимому для решения более трудной задачи сравнительно с теми, которыми ему удавалось решить вчера. Они должны ориентироваться на «зону ближайшего развития», .С. Выготский), то есть отвечать возможностям каждого конкретного ребенка. Чтобы решить более трудную задачу, ученик должен обдумать, сделать усилие и найти пути решения, мобилизовать и отобрать нужные для данного случая знания, умения, навыки и системы действий, которыми он владеет. В такой активной деятельности упражняются, а значит, и формируются те способности и черты характера, которых данная деятельность требует.
3.1Активность ребенка выступает в разных формах. Примером может служить активность подражательная. Младшие школьники охотно подражают действиям взрослых людей. В классе фортепиано это хорошо проявляется в так называемом «Донотном периоде», где дети повторяют «с рук» легкие пьесы, упражнения, незнакомые слова, попевки и даже мимику учителя. Воспроизводя такие действия, дети упражняют свои сенсорно-моторные механизмы, свою наблюдательность, речь, восприятие.
Чрезвычайно важна для развития ребенка исполнительская активность. Он ждет указаний взрослого, при этом не только о том, что он должен делать, но и как, каким образом, в каком порядке надо выполнять ряд действий. Именно благодаря исполнительной активности, дети овладевают нужными уже отработанными взрослыми наиболее экономными и результативными способами и приемами действий. Многократное повторение таких действий ведет к образованию у школьника соответствующих навыков: чтение с листа, грамотный разбор нотного текста и т. д.
3.2.Особенности мотивации школьников на примере подросткового возраста
Отечественные психологи считают, что одно из центральных новообразований этого периода — чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. Сравнивая себя с взрослым, подросток не видит никакой разницы между собой и взрослым. Он (подросток) отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Это переживание очень важно для развития личности в подростковом возрасте. Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом. Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности.
Каково отношение к учебной деятельности и учебная мотивация у подростков? В этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.
В подростковый период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на прочность. Идет процесс осознания личностной значимости взаимодействия с музыкой. Только в подростковом возрасте дети начинают осознавать свои потребности, которые привели их в музыкальную школу. И если на начальном этапе обучения уровень тревожности компенсируется либо особым вниманием педагогов, либо особой организацией учебного процесса, то в подростковом возрасте этот компенсаторный характер не работает, возможно, в силу того, что обучение идет по стереотипу. Возникает необходимость:
•   в психологической поддержке как самих подростков, так и их родителей;
•   в методическом плане — нужно искать новые формы работы, которые бы повышали мотивацию подростков в процессе обучения музыке.

Этот факт заставил меня пересмотреть организацию учебного процесса с подростками. Более тщательно подходить к составлению личностно-ориентированных программ музыкального развития, включая в репертуарный список произведения современных авторов, вызывающие наибольший интерес ребенка. На занятиях использовать многообразные творческие формы, например, игра на синтезаторе – это и освоение нового современного инструмента, и расширение слуховых границ, особенно это важно в полифонических произведениях, которые мы можем сыграть и на органе, и на клавесине. Также привлечение детей к активной концертной деятельности, где удовлетворяется потребность в признании, особенно значимая в подростковом возрасте. Все эти виды работы направлены на повышение мотивации и интереса к занятиям музыкой.
Для подростка интереснее то, что посложнее. Интересны творческие задачки, где можно проявить личную инициативу, показать на что я способен.
Итак, Основное условие успешного обучения – мотивация учения. Мотив (от латинского – «приводить в движение, толкать») – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к этой деятельности и способы ее инициирования. Для достижения успеха в учебе необходим высокий уровень мотивации учения, который иногда восполняет недостаток специальных способностей. Учитель должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого – сформировать у него мотивацию к учебной деятельности.
Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса. Различные педагогические методы (например, проблемное изложение материала, мозговой штурм) позволяют ребенку принимать активное участие в процессе «добывания» знаний, не быть пассивным потребителем. В процессе такой работы ребенку приходит понимание истинного назначения учения – научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.
Для повышения, поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе учителям и родителям нужно воздействовать на те составляющие, от которых в большей степени зависит мотивация к учению:
•   интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
•   уверенность в себе;
•   направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;
•   интерес к людям, организующим процесс обучения;
•   потребность и возможность самовыражения;
•   принятие и одобрение значимыми людьми;
•   актуализация творческой позиции;
•   осознание значимости происходящего для себя и для других;
•   потребность в социальном признании;
•   наличие положительного опыта и отсутствие тревожности и страха;
•   осознание ценности образования.
В арсенале приемов деятельности педагога должны быть:
•   учет возрастных особенностей школьников;
•   создание ситуаций успеха;
•   формирование адекватной самооценки учащихся;
•   выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
•   использование проблемных ситуаций и дискуссий;
•   создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
•   эмоциональная речь учителя;
•   нестандартная форма проведения уроков;
•   использование познавательных и дидактических материалов, игровых технологий.
Формирование мотивации к обучению в музыкальной школе носит специфический характер и предполагает соблюдение педагогом следующих принципов:
•   отход от только репертуарного обучения с увеличением работы по подбору на слух с фактурным аккомпанементом, транспонированию, по освоению композиционных навыков;
•   оптимизация педагогического общения;
•   общность классной и внеурочной работы;
•   формирование самостоятельности;
•   формирование особой эстетической среды, создающей атмосферу творческого поиска.

Основываясь данными теоретическими знаниями и на примере собственного опыта, я выработала следующие педагогические методы.

4.1.Методы и приемы формирования мотивации учащихся в классе фортепиано путем расширения репертуара.

Педагогический репертуар формируется постепенно. Понача¬лу молодой преподаватель, недавно окончивший собственную учебу, склонен давать своим ученикам то, что у него, как гово¬рится, «в пальцах». Отсюда — завышение трудности ученичес¬ких программ. Еще одно распространенное явление — скудость и однообразие учебного репертуара, когда педагог не расширяет круга освоенных им ис¬полнительских сочинений, давая ученикам одни и те же «фирмен¬ные» пьесы. Между тем постоянное обновление педагогическо¬го репертуара — верный признак высокого профессионального уровня преподавателя.
Благодаря ресурсам Интернета педагог может найти разнообразную информацию о той музыке, которую он предлагает своему ученику: сведения об изучаемом произведении, его авторе и других его сочинениях, исторических и стилистических аспектах исполняемой музыки.
   Специальные сайты Интернет — магазинов позволяю получать имеющиеся в их резервах каталоги музыкальных дисков, сами диски, а также отдельные музыкальные произведения, причем, в разных исполнительских вариантах.
   В ресурсах Интернета имеются нотные архивы, через которые можно заказать платно или бесплатно необходимые вам сборники нот, ноты отдельных музыкальных произведений, поэтические тексты хоровых и вокальных сочинений.
   В Интернете есть доступная всем информация о всевозможных конкурсах, фестивалях и различных музыкальных проектах.
   Огромные базы данных Интернета постоянно и регулярно пополняются и обновляются. 
   Для педагогов — музыкантов Интернет открывает широкие возможности для творческого поиска, освобождает нашу деятельность от постоянной нехватки нотного материала.
   Существует множество нотных архивов. Адреса лишь некоторых, которыми я непосредственно пользуюсь, привожу вашему вниманию:
http://notes.tarakanov.net - Нотный архив Бориса Тараканова.       
 http://www.all-music.boom.ru/ — Все нотные библиотеки интернета.                                                    
 http://www.melody.ru/styles/klassika/note/ — Нотная библиотека.          
http://www.bachmusic.narod.ru/-Нотная библиотека из произведений И.С.Баха.         
 http://notes.vg.co.ua/ - Нотный архив Виктории Гаврик  
http://www.loversclassic.ru/publ/literatura/noti/16 — Клуб любителей классической музыки. Ноты. Литература.                          
 http://violin.nm.ru/Scores.html - Ноты для скрипки, фортепиано, гитары.     
http://igraj-poj.narod.ru/  — Ноты — детям.                                            
 http://nlib.narod.ru/ - Нотная библиотека Виктора Гончаренко
http://alenmusic.narod.ru/ — Нотная библиотека и MP3-архив Алексея Невилько. 
 http://roisman.narod.ru/ - Персональный сайт Даниэля Ройзмана.                                                                                                                   
 http://www.7not.ru/notes/ - Музыкальный колледж «7 нот».                                                                                                                                http://www.cadenza.ru/ - Сайт о музыке в виде форума.      
 http://www.musiclib.spb.ru/  — Классическая музыка для профессионалов.
 http://www.russianplanet.ru/musi - Архив вокальных произведений. 
«The Henselt Library at European- American University» -  собрание редчайших нот для фортепиано.
 http://allpianists.ru/ - Все пианисты. История фортепиано.
 http://serovaa1.narod.ru/ARHIV notes Serov1.htm  -  Нотный архив  композитора Андрея Серова.   

 4.2.Педагогическое общение.

В процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях – и всего себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника. Масштаб личности учителя определяется мерой его включенности в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает. Любимый учитель, как правило, передает учащемуся и содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.
Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым предметом.
В системе «Ученик – учитель – предмет» учитель оказывает одинаково обращенным как к своему ученику, так и к предмету, который он преподает. Это и обуславливает комплекс личностных и профессиональных качеств, предъявляемых к его деятельности. Дидактические способности учителя заключаются в умении передавать учащимся знания о предмете. Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.
В звене «Учитель – ученик» ведущее значение  приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются коммуникативные и организаторские способности учителя.

Мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО.
Какой же должна быть речь педагога? Грамотной, лаконичной, ясной и – яркой, не книжной, не сухой. Бессмысленно, например, говорить ученику: «Последи за партией правой руки с точки зрения недодерживания и передерживания длительностей, в частности басов».
Столь же неуместны на уроке с детьми и прозаизмы. Например, если, прослушав игру ученика, деловито заметить: «Нет, это меня не устраивает», вряд ли ребёнок поймёт, что от него хотят.
Так же неуместны и словечки из профессионального музыкантского жаргона ( «А левая рука у тебя, дружочек, того, не хиляет…»)
Всем педагогам не грех последить и за правильностью своей речи. Всё чаще можно услышать совет «хорошо проучить пассаж». Вообще-то говоря, можно проучить только того, кто что-нибудь натворил, то есть наказать, а пассаж проучить нельзя, его можно поучить и – выучить.
А вот ещё примеры насилия над русским языком. Широко распространены обороты (их можно встретить и в печатной продукции) «играть отдельными руками» (страшноватый образ, не правда ли?) вместо «каждой рукой отдельно» или «пропевать мелодию» смысле «играть певуче»).
Слово педагога несёт рациональную и эмоциональную нагрузку. То есть, педагог должен делать деловые указания с применением профессиональных терминов ( «сыграй это не третьим, а вторым пальцем» вместо «указательным и средним; „здесь бекар, а не диез“ вместо «белая и чёрная клавиша»; «играй crescendo» вместо «играй громче» и т.д. По мере того, как ученик знакомится с музыкально – теоретическими понятиями, объяснения педагога всё более насыщаются специальной терминологией. Не стоит говорить «выучи этот кусок», если ученик уже знает, что это первое или второе предложение, главная или побочная партия сонатного аллегро или рефрен и эпизод рондо.
Речь педагога должна быть образной и лексически богатой. Надо уметь найти те слова, которые способны определить характер произведения, дать представление об окраске звука, передать эффект при использовании педали т.д.
При этом надо помнить, что урок – не монолог педагога. Будь он трижды златоустом, умей говорить убедительно, доходчиво и ярко, его речи не принесут желаемой пользы, если ответом будет молчание ученика. Разговорить ученика надо не только для обратной с ним связи. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями.
Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.» Антон Рубинштейн, по воспоминаниям И. Гофмана, любил требовать от учеников, чтобы те умели обозначить характер пьесы, и не одним-двумя, а целым рядом словесных определений.
Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать характер движения, навести на нужные мышечные ощущения. Вспомним выражения «палец прорастает сквозь клавишу», «играть как по тесту», «проколоть клавишу пальцем» и т.д. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом.
В. А. Сухомлинский писал:

− Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

Каждый ученик, изучающий какой-либо музыкальный инструмент, должен обладать в совокупности многими качествами – музыкальным дарованием, умом, характером, а все эти качества находятся в тесной связи и взаимодействии. Следовательно, чтобы помочь музыкальному таланту развиться и достигнуть рассвета, нужно приложить усилия ко всему, что связано с таким развитием. Совокупность качеств требует соответствующей совокупности условий и заботы. Правильное обучение игре на инструменте предполагает целостное отношение к личности ученика как единству упомянутых качеств. При таком отношении образовательный процесс неразрывно связан с воспитательным.

4.3. Организация самостоятельной работы учащихся.
Самостоятельная работа – вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания.
Самостоятельная работа способствует сознательному и прочному усвоению:
•   знаний;
•   умений;
•   навыков формирования познавательной деятельности.
Г.Г. Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога – скорее быть ненужным ученику…, т.е. привить ему… самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели». Работа педагога – это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность. Воспитание самостоятельности ученика является важнейшей частью преподавательской работы. Таким образом, работа учителя включает большой комплекс средств воздействия на ребенка, предусматривающий, в том числе, и развитие его самостоятельности.
Воспитание самостоятельности должно стать неустанной заботой педагога, начиная с первого урока и вплоть до выпускного экзамена. Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Чтобы научить обучающегося творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления в домашней работе.
Самостоятельность в работе является необходимым условием развития мышления обучающихся, воспитание самостоятельности и познавательной активности обучающихся, привития навыков учебного труда.
Отсюда вытекают задачи формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы:
•   Цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки самостоятельного учебного труда, самостоятельного изучения нотного материала, на которые можно обратить внимание обучающихся при выполнении именно этой работы.
•   Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно усиленное выполнение данной самостоятельной работы.
•   Вид работы с нотным текстом: выполнение заданий или репродуктивного, или продуктивного характера, или заданий на повторение, а также сопутствующие им умения самостоятельной работы.
•   Методику устранения у обучающихся возможных затруднений в ходе выполнения задания, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.
Все чаще последнее время встает вопрос о том, что мы должны обучать не только способных, но и общую массу обучающихся. Как это сделать? Для этого и надо применять деятельный подход к обучению, т.е. организовывать обучение таким образом, чтобы ученики получали не готовые знания, а в результате правильно организованной деятельности учителем, могли сами участвовать в процессе «открытия».
Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приемах, которые я применяю чаще других и которые дают положительный эффект в обучении.
По своему дидактическому назначению самостоятельные работы можно разделить на два основных вида: обучающие и контролирующие.
•   Обучающие: самостоятельное выполнение обучающимися данных учителем заданий в ходе изучения произведения, в выявлении сделанных ошибок и повторном объяснении учителем с учетом этих ошибок.
•   Смысл же контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении обучающимися данных учителем заданий после полученных знаний и умений.
Начиная с первых уроков, я нацеливаю ребенка на формирование навыков самостоятельности в домашней работе, умении выполнять задание. А для этого, работа на уроке является «генеральной репетицией» домашней работы. Все теоретические знания, пианистические навыки, приобретаемые и вырабатываемые на уроке, ребенок должен учиться «переносить» в домашнюю работу. Ясность поставленной цели и знание, которое ребенок получил на уроке – является залогом в успешной работе. Но часто обучающиеся не вникают в прочитанное задание, прочитали и забыли. Поэтому, я постоянно спрашиваю, что задано конкретно, если ребенок не знает, то записываю в дневник следующее: «Прочитать задание и выполнить его». Чаще всего, такие методы я применяю, начиная со 2-го класса, т.к. дети уже достаточно знают теоретический материал (ноты, длительности, аккорды, интервалы и т.д.) и достаточно часто применяю заданиях слово «самостоятельно». Например, если неверно выучена аппликатура, ритм, ноты, то пишу: «Самостоятельно найти и исправить ошибки», конкретизирую какие именно. Чаще всего, дети успешно справляются с таким заданием. Главное, «не уступать» им в этом. Они прекрасно могут справиться сами, даже если на это потребуется не один урок.
На 1-м году обучения, играя неверно ритмически, чаще всего ребенок правильно рассказывает про длительности, но применить это знание умеет не всегда, т.е. нет внутреннего контроля, внимания, но при педагогической настойчивости постепенно навык самоконтроля приобретается. Считать вслух так же следует обязательно уже при первом разборе. Очень важным навыком является привычка начинать счет вслух за один или два такта до начала игры. Для нахождения какой-либо ошибки, я прошу ученика карандашом водить по нотным знакам, считая вслух и передвигать карандаш соответственно ритму; или называть ноты, или порядок пальцев. М.Лонг счет связывала с самоконтролем: «Нервный прилив и напряжение распределяются присчете между пальцами и губами, к ученику возвращается внутреннее равновесие, одновременно исчезают судороги рук и горла».
Я считаю, что очень важно на начальном этапе приучить ребенка к грамотному разбору. Опасны все еще существующие формы обучения, когда ребенку все расшифровывается без предъявления ему требований принятия самостоятельных решений даже в самом малом. Это и есть то «натаскивание», которое, к сожалению, больше по форме, чем по сути, порицается педагогами.
Все мы прекрасно понимаем, что есть такая категория обучающихся, с которыми работа сводится только к работе над текстом. Но, если достигнут результат самостоятельности и ребенок в итоге сам провел эту работу, значит время потрачено не зря, независимо от потери художественности.
Педагогам иной раз кажется, что можно «раз и навсегда» покончить с укреплением того или иного навыка. Так, например, удачно организовав однажды игровые движения ученика, педагог полагает, что этим делом можно пока не заниматься; в результате – на одном из следующих этапов «неожиданно» обнаруживается ряд двигательных дефектов.
Подчеркну еще раз, что тренировка на уроке ни в коем случае, как это часто бывает, не должна подменять домашнюю работу ленивого, неаккуратного, невнимательного, небрежного ученика; через это он делается еще ленивее, еще невнимательнее. Если ученик не умеет работать, нужно сделать его прежде всего работоспособным, а для этого – заставлять полусамостоятельно работать в своем присутствии.
Очень важно в процессе первоначального разбора не смотреть на клавиатуру, а все поправки стараться делать, находя нужную клавишу по слуху и «ощупью». Этим одновременно тренируется и слуховая сфера, и пространственная ориентировка на клавиатуре на основе двигательных ощущений; ученик, кроме того, перестает «терять глазами» нотный текст, что на каждом шагу бывает с начинающими учениками.
Выступления немотивированных обучающихся надо обязательно включать в общие классные концерты. Это придает им уверенность в своих силах и побуждает к работе над более сложными произведениями. Таким ученикам надо точно и четко объяснить их достоинства и недостатки. Достоинства следует всячески развивать и поощрять каждую, даже самую маленькую удачу. А недостатки тщательно анализировать и планомерно стремиться от них избавиться.
У немотивированных обучающихся существует своеобразная «боязнь» плохой оценки. Если они получают «тройку», тот настроение у них падает, заниматься начинают с неохотой. Необходимо объяснить ребенку, что даже «хорошую», «крепкую» тройку заработать можно только упорным трудом. И, если учитель доволен занятиями данного обучающегося, то «тройка» — это этапная оценка. Надо спокойно работать дальше и результат будет выше.
Оценку следует использовать как обратную связь, необходимую для ученика, информацию об эффективности его работы, а не как средство жесткого контроля, давления. Включать ученика в оценочную деятельность, обучать умению оценивать свою работу и работу одноклассников – все это позволяет развить самоконтроль. Стимулами к самостоятельности являются поощрение и хорошая оценка за минимум сделанного. Но иногда и отрицательная оценка толкает к самостоятельности.
Мотивация – это создание и поддержание у обучающегося интереса к изучаемому материалу. Чтобы учение было сознательным и успешным, ученик должен понимать, зачем ему нужен изучаемый материал. Всякая новая мысль должна появляться перед ним как ответ на возникший вопрос, как выход из той или иной проблемной ситуации. Или же мысль должна быть подана ученику во внешне заинтересовывающей форме, подавляющей недоуменное «а зачем это нужно?». Необходимый тип мотивации определяется как возрастом ребенка, так и содержанием самого материала.
Современный английский психолог и педагог Р.Бернс подтверждает мысль Сухомлинского: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку»
Время является самым ценным ресурсом не только для учителя, но и для ученика в достижении нужного результата.
Методы преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность обучающихся (поищи, подумай, попробуй…), и методы «авторитарной» педагогики (запомни то-то, сделай так-то…) должны быть сбалансированы в работе учителя.
Глубоко порочным является то положение, при котором ученик неоправданно долго растягивает сроки работы над произведением. Долгосрочный разбор нотного текста говорит об отсутствии навыков самостоятельной работы и о беспомощности ученика. Объем самостоятельной работы возрастает по мере развития ученика, возрастает и требовательность к нему педагога. Освоение навыков самостоятельной игры воспитывает в ребенке самоконтроль и уверенность в своих силах. Чтобы обучающийся научился при минимальной затрате времени с пользой работать над приобретением пианистической техники, не следует загружать его сразу большим количеством специальных приемов. Лучше сначала дать возможность усвоить лишь немногие из них, но так, чтобы при игре их воспроизведение отличалось достаточной стабильностью. Только после того, как ученик твердо усвоит эти приемы, можно переходить к более сложным.
Особо навык самостоятельности, на мой взгляд, проявляется в изучении гамм (строение; аппликатурные закономерности в гаммах от белых и черных клавиш, в арпеджио; строение аккордов), где всегда приходится думать.
Иногда дети обижаются на меня, говорят: «Я занималась много, а ошибки остались, да еще и прибавились». В таких случаях я спрашиваю, как они занимались дома и мы вместе анализируем ошибки.
Считаю, что тесный контакт с родителями является двигателем развития самостоятельных навыков. На родительских собраниях я постоянно призываю к контролю за домашними занятиями детей, с точным выполнением записанного задания.
Навыки самостоятельной работы
•   Умение думать
•   Умение слушать
•   Умение понимать
•   Умение видеть нотный текст
Как научить работать:
1. Воспитывать отношение к игре на фортепиано как к серьезному делу. Это не только удовольствие, но и обязанность. Регулярность занятий, которые не должны зависеть от вдохновения и настроения.
2.Воспитание внимания:
а)к звуку, к слышанию конкретного звучания;
б)достижение цели в каждый данный момент.
3. Воспитание отношения к тексту.
Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:
•   Образовательную (систематизация и закрепление знаний обучающихся);
•   Развивающую (развитие познавательных качеств обучающихся – их внимания, памяти, мышления, речи);
•   Воспитательную (воспитание устойчивой мотивации к учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Мне хочется поделиться своими наработками на поприще музыкальной фортепианной педагогики, ведь успех домашнего занятия пианиста напрямую влияет на успех и качество всей музыкальной деятельности.
Интересно, задумывались ли когда-нибудь учителя музыки, что их работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего юного учащегося, рассматриваю, что это не задание – это рецепт. И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы.
Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится ИНТЕРЕС и ИГРА! Именно ИНТЕРЕС толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу. А ИГРА – это то, что интересно любому ребёнку.
Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса. Все сначала объясняется на уроке, и только потом задаётся на дом.
Игра в редактора
Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. рядовому ученику вообще нет разницы, по «чему» играть Баха — по Муджеллини, или Бартоку).
Попробуйте создать свою редакцию: подпишите аппликатуру, проанализируйте и обозначьте форму, проставьте интонационные лиги и знаки экспрессии. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом. Используйте яркие карандаши, это очень интересно.
Разучивание пьесы
Три знаменитых этапа Г.Нейгауза по разучиванию пьесы знают все педагоги. Но детям это знать не обязательно. Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы. Если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16.
•   5 уроков на разбор и соединение двумя;
•   5 уроков на закрепление и запоминание наизусть;
•   6 уроков на художественную отделку.
Если ученику точно распланировать план работы, то он будет видеть, «на каком он свете», и сам корректировать свою домашнюю работу. Отстал – нагнал!
Синтез искусств и игра в исследователя
Музыка – это полноправный вид искусства, говорящий на своём языке, но языке понятном для людей всех стран. Ученик должен играть осознанно. Пусть дома рисуются картины к музыке, разучиваются стихотворения, пишутся сказки и слушается исполнение. Задайте учащемуся найти три исполнения его пьесы в Интернете – прослушайте и проанализируйте. Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы.
Повторить 7 раз.
Семь удивительное число – семь дней, семь нот. Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами. Я ложу шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.
Время занятий
Сколько играет ученик дома мне не важно, главное результат. Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это заведомо обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и.т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день.
Цель занятий – не игра, а качество
Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Задайте ученику вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?». Просто требуйте, от ученика качества! Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», должно тут же находить встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?».
Ритуал
Каждое занятие должно иметь три составляющие:
1.   развитие техники;
2.   закрепление пройденного;
3.   разучивание нового.
Приучите ученика к пальцевой разминке, как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия – разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганнона и др.

Муза-вдохновительница
Пусть у вашего ученика появится муза-помощница (игрушка, красивая статуэтка, памятная вещица). Когда находит усталость к ней можно обращаться за помощью и энергетической подпиткой – выдумка конечно, но отлично работает. Особенно при подготовке к концертному выступлению.
Для успешной работы ученика дома я предлагаю памятку на этапе разбора нового произведения.
I этап: Устный анализ нотного текста:
•   композитор, название произведения;
•   темп, характер;
•   тональность, ключевые и попутные знаки;
•   размер, точное определение нот, длительности;
•   аппликатура и штрихи.
II этап: Ознакомительное проигрывание со счетом вслух:
•   умение видеть «вертикаль» (два нотных стана);
•   стараться не смотреть на клавиатуру;
•   правильная аппликатура;
•   слуховой контроль.
III этап: Детальная работа над текстом:
•   работа над партиями каждой руки, с нахождением и исправлением допущенных ошибок во время ознакомительного проигрывания по схеме устного анализа;
•   играем двумя раками (смотри схему ознакомительного проигрывания)

Музыка – это радость
Этот девиз должен сопровождать вас и вашего ученика во всем. Музыкальные занятия дома – это не урок и не наказание, — это хобби и увлечение. Не нужно играть часами. Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, придаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно – без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов. Изменение отношения ребенка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам – это самый верный стимул любой домашней работы.

4.4. Общность классной и внеклассной работы. Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.
Нам приходится обучать детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей. Как заинтересовать, мотивировать всех? Ведь в конкурсах и концертах даже городского уровня, не говоря о краевых, всероссийских и международных, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы – наиболее одаренные и трудолюбивые. А как проявить себя остальным, как педагогу поддержать и развить их заинтересованность?
В нашей школе, как и в моем классе сложилась целая система внеклассной и внешкольной деятельности, позволяющая проявить креативные качества каждому ученику.
В течение учебного года все ученики, обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными: для первоклассников — это «Посвящение в музыканты», «Путешествие в страну Музыки», участие в которых позволяет детям раскрыться в разных сферах художественного творчества. Рисунки, поделки, стихи, песенки, фотографии. Тот, кто ещё пока не слишком силён в музыке, может оказаться более успешным в других видах деятельности.
А совместное творчество (если в процесс подготовки работы оказываются вовлеченными и родители) принесет ученикам еще большую радость и удовлетворение.
Праздничные уроки – концерты, посвященные праздникам «Дню города», «Дню матери» и др. Новогодние театрализованные концерты, отчетный концерт в мае, тематические концерты для родителей, в детском саду, начальной школе: «Музыкальные жанры» «Музыка и поэзия» и другие – это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Учащиеся пробуют свои силы и в сольном инструментальном исполнительстве, и как концертмейстеры, и как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. А зрительская аудитория – воспитанники детского сада, сверстники, родители и близкие родственники – это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие.

4.5.Формирование особой эстетической среды. Работа с родителями.
Самые близкие для ребёнка люди — это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое — кто знает? — со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Даже непрофессионалы наслышаны о том, что для обучения игре на каком-либо инструменте необходимы регулярные самостоятельные занятия. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и — в первую очередь — ребёнка.

Способы организации работы с родителями.
Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей теоретического цикла предметов. Я, как педагог по специальному инструменту, помимо учебного процесса, отвечаю за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, активно вовлекаю сюда родителей. В течении учебного года провожу не менее 3 концерта учащихся класса для родителей. Причем участвуют в нем не только учащиеся специального, но и общего фортепиано. На общих родительских собраниях администрация может знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного образования, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Я регулярно провожу анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения.
Если все сотрудники школы, грамотно объединённые единой целью, приложат совместные усилия, можно попытаться говорить о возрождении популярности музыкального образования, хотя бы на местном уровне школы, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.

5.Заключение.
Рассматривая данную тему, я попыталась объединить теоретические основы, полученные в процессе обучения по второй специальности «Психолог», с собственным 20 летним опытом работы преподавателя фортепиано. Основной вывод заключается в том, что формирование мотивации к занятиям фортепиано- задача комплексная: педагогическое и методическое оснащение преподаваемого предмета; тесная работа с администрацией, преподавателями других предметов и родителей. И самое главное — творческая активность и огромное желание самого преподавателя!
Выдающийся пианист и педагог Г. Нейгауз сказал:

− Полное взаимопонимание учителя и ученика — одно из важных условий плодотворности педагогического процесса.

И я нисколько не жалею о затраченных усилиях, так как они дают познание.
Путь педагога-пианиста труден, тем более что сейчас обучаются дети очень разные по своим природным музыкальным данным. Поэтому кому, как не педагогу очень важно внимательно следить за развитием каждого ученика. И если необходимо, то весь процесс обучения начинать с начального этапа по ступеньке, добиваясь положительного результата.
И если иногда, недовольные собой, сомневаясь в успехах, вы будете охвачены унынием, вспоминайте совет Листа, человека многих дарований и способностей:

«Вооружитесь терпением по отношению к самому себе».


6.Список литературы:

 1.Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова. Вып. 16. Психология. Л., 1959.
 2.Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.,                    1972.
 3.Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.
 4.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения.- С-Петербург, 2006.
 5.Маслоу А., Мотивация и личность.- Москва, 2004.
 6.Милич. Б. Воспитание ученика – пианиста. Москва. «Кифара»; 2002.
 Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1997.
 7. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1982.
 8.Ниязов. О методике работы с детьми.- С-Петербург, 2001.
 9.Петрушин В. И. Музыкальная психология.- М.: Пассим, 1994.
 10.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979.
 11.Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып.11. – М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1998
 12.Шпик, И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников.- Начальная школа- Вып. № 2, 2007.

Балашова Алла Владимировна, преподаватель фортепиано, МБОУ ДОД «Детская школа искусств №7»

27.04.2015, 20133 просмотра.

В журнале для учителей «Педагогический советник» можно опубликовать статью учителю и получить сертификат публикации учителя. Издание «Педсоветник» проводит различные дистанционные конкурсы для педагогов, воспитателей и методистов.