ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ДУХОВНОГО ПОЗНАНИЯ

Тема моего выступления «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как способ духовного познания». Над темой духовно-нравственного воспитания учащихся я работаю уже не один год, но, анализируя современную печать, законы образования, я всё больше осознаю, что тема эта будет актуальна всегда и очень важна в работе с детьми.

    Время, в которое мы сейчас живём – время сомнений и поисков, которые часто приводят нас в храм Божий. Что же происходит в Церкви? По словам митрополита Антония Сурожского, «…встреча, которая является радостью и судом одновременно». Придя в храм, мы задаёмся вопросами:» почему?» и» зачем?». Нередко эти вопросы мне приходится слышать и от своих учеников. Происходит это тогда, когда в произведениях русской классики приходится сталкиваться с православной темой. Всегда находятся в классе дети, которые спрашивают: «Почему я думаю о православии, о Боге так, а в произведении говорят по-другому?» А чаще звучит другое восклицание:» Я с этим уже сталкивался в храме», или: «Мне об этом рассказывали дома». Передо мной, как перед учителем, возникают следующие задачи:

-развивать на уроках русского языка и литературы умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений православной тематики, православных жанров, их индивидуальных стилей;

-развивать способности формулировать и аргументировать свою точку зрения, личностную позицию, связанную с религиозной проблематикой.

      Русский язык и литература – это такие дисциплины, которые формируют духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Им принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Они обладают большой силой воздействия на учащихся, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Отбор тем и текстов на уроках русского языка, произведений литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к вопросам религии, к нравственно-философским проблемам.

      Изучение русского языка и литературы в основной школе направлено на достижение многих целей, одна из них:

-воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения.

Если внимательнее присмотреться к ней, то сразу становится видно, что это и есть заповеди Божьи, определяющие жизнь человека. Поэтому сразу становится ясно, что достичь её можно, обратившись к православию.

      Два года назад, выступая на конференции «Православные ценности в современном образовании», я рассказывала о том, как формирую духовно-нравственные ценности на уроках литературы, анализировала, как звучат православные мотивы в изучении русской классической литературы. Сегодня мне хотелось бы остановиться на вопросах интеграции урочной и внеурочной деятельности как одном из способов духовного познания.

    В 5 класс учащиеся приходят из начальной школы уже со знаниями о Библии, о православных праздниках. Разговор о них продолжается и в среднем звене. Интересной в этом плане является тема «Тайна русских имён», которой я посвящаю уроки в 5 классе при изучении темы «Собственные и нарицательные имена существительные». Нужно отметить, что этот урок я провожу после урока по истории «Крещение Руси». Цели данного урока:

  • изучить историю возникновения русских имён, их происхождение и значение;
  • способствовать закреплению навыков правописания форм существительных;
  • воспитать убеждение, что имя – это целый мир лингвистической, исторической и культурологической информации;
  • пробудить интерес к познанию обычаев и верований наших предков, к эпохе принятия Христианства на Руси.

    Одна из форм работы на данном уроке – форма устного журнала, план составления которого дан учителем уже в самом начале урока:

План устного журнала.

«История русских личных имён».

  1. Дохристианский период.
  2. Период после принятия Христианства на Руси (988 г.).
  3. Современная эпоха.

    В ходе актуализации полученных знаний на уроках русского языка, литературы и истории, происходит повторение пройденного по данной теме материала, разбирается понятие «ономастика» (наука о собственных именах, дословный перевод с греческого – «искусство давать имена»). Роль имени в жизни человека очень велика. В процессе работы учащиеся приходят к выводу, что имя человека благозвучно, красиво, завораживающе, полно тайного смысла. Каждое имя хранит свою тайну, которая связана с историей народа. В имени русского человека отразились обычаи и верования наших предков, фантазия и творчество русского народа. Родители-язычники, выбирая имя новорождённому ребёнку, руководствовались своим вкусом, характером и внешними данными малыша и прочими, казалось бы, не относящимися к имени вещами. Вслушайтесь в этот список: Горностай, Сорока, Грядка, Будилко, Нелюб, Ждан, Кисель, Ончутко ( «черт»). Странный набор имен существительных. В процессе работы над ними, делается вывод, что наши предки называли своих детей по чертам характера и наружности. Если ребёнок был беспокойный, плохо спал или не спал вовсе, то имя ему было «Будимо». Жили на Руси и Черноголовы, названные по наружности, и Заяц с Ершом. Были и грубые, обидные имена: Нелюб, Ненаш, Кручина (тоска), Докука (навязчивость). В незапамятные времена семьи наших предков были очень большими, многодетными. Очень часто появление нового человека в нищей и голодающей семье было самой настоящей бедой. Но чаще причины были другими. Наши предки были суеверны, часто боялись «сглаза», вредоносного действия злых сил природы. Считалось, если назвать ребёнка красивым и благозвучным именем, значит, привлечь к нему дурное влияние злых духов. Поэтому мало было на Руси мальчиков Красавчиков или девочек Лад. В то же время, какой злой дух польстится на Гнилозуба или Опухлого. Сердитые и злые имена были на самом деле талисманами, оберегами от злых сил. Очень распространен был в этот период на Руси обычай давать имя по времени и месту появления на свет малыша: Зима, Дорога, Мороз, Первуша. Наши предки при выборе имени придерживались пословицы: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь». Очень нравится пятиклассникам на этом этапе урока выполнять такое творческое задание: представьте себя древними русичами, придумайте имена для новорожденных детей. Вариантов много, вот некоторые из них: Североморец, Мурманчанка, Мончегорец, Сафоновец, Каникулы. А потом делают такой вывод: имя в Древней Руси – результат словотворчества, связанный с верованиями древних славян. А это значит, что принятие Христианства – ответственный период в жизни государства – оказало свое влияние на русские имена. История возникновения имён связана с развитием общества, с верованиями людей. С появлением письменности на Руси входят в жизнь греческие, римские имена. В православной церкви при крещении присваивались имена святых. В это время в языке появляются имена разного происхождения. Следующему этапу работы на уроке предшествовало домашнее задание: узнать у родителей, почему учащегося назвали именно так честь кого, кому из родственников понравилось это имя); что означает ваше имя, из какого языка пришло. На мой взгляд, такое задание позволяет лишний раз собраться вместе родителям и детям, а зачастую и представителям трёх поколений. Любознательный пятиклассник обязательно интересуется, почему его бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки были названы именно так. Забегая вперёд, могу сказать, что именно это задание заставляет взрослых заняться генеалогическим древом семьи. Итак, разговор об имени заставляет задуматься об истории семьи, о предках. Последним вопросом домашнего задания является такой: какой святой является вашим покровителем? Перед выполнением этого задания я всегда прошу ребят разобраться в терминах «покровитель» и «ангел-хранитель» (он становится защитником при крещении). Именно в связи с принятием Христианства у человека появился новый праздник: именины – день ангела, святого, по имени которого назван. Не все пятиклассники знают, почему есть Ильин день, Татьянин день. Именно наш урок становится для них в этом плане настоящим открытием, именно с этого урока они уходят с мыслью, что теперь маму, папу, бабушек и дедушек нужно поздравлять ещё и с днём ангела. Подготовленный заранее ученик сообщает, что есть такие имена, у которых несколько дней ангела, праздновать нужно ближайщий по календарю к дню рождения. Это Александр – 12, Павел – 10, Иван – 24, Фёдор – 12, Анна – 9, Василиса – 4, Ефросинья – 5, Марина – 2. Здесь я всегда рассказываю о своих бабушках, рождённых 20 и 21 июля, их звали Евдокиями – малинухами, потому что есть дни ангела Евдокии и в другое время года. Есть и такие именины, которые известны многим: Татьянин день – 25 января, Петра и Павла – 12 июля, Ильин день – 2 августа, день Веры, Надежды, Любви и матери их Софии – 30 сентября. И вот уже после этого начинается разговор об ангеле-хранителе, о том, как и когда к нему нужно обращаться. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в классе обязательно будут дети, которые знают, как просить заступничества у ангела-хранителя. Например, так:

Ложусь спать с Христом,

Со творящим крестом,

С силой Господней,

Ангелом-Архангелом.

Ангел, мой хранитель,

Пребывай со мной

По всякий час,

По всякой минуты.

    Заканчивается этот урок рефлексией, следующим за ней домашним заданием: написать сочинение-миниатюру. Тем предлагается несколько, одна из них – «Мой день ангела».

    Формирование духовных ценностей во внеурочное время я связываю с работой Городской инновационной площадки «Возрождение». Ежегодно на базе этой площадки я совместно с моими учениками принимаю участие в подготовке и проведении нескольких праздников. Наиболее значимыми для нас являются два: «Праздник православной книги» и «День славянской письменности». Ребята не просто читают Библию, а ищут такой материал, который будет понятен и интересен их сверстникам. Так в марте 2012 года мои семиклассники и восьмиклассники пытались театрализованно показать содержание притч. Знакомя присутствующих в зале сверстников и старшеклассников школ города с притчами, ребята демонстрировали свою презентацию, завершающим слайдом которой было изображение райского дерева. Его плодами были яблоки с надписями: любовь, мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. При этом на высоком художественном уровне, вдохновенно произносились строчки:

Давайте сейчас повторим мы их вновь.
Первый из них — это ЛЮБОВЬ.
Следующих два, как Павел учил,
Вспомнить нетрудно: РАДОСТЬ и МИР.
Всем нам известно, согласно ученью,
Надо иметь ДОЛГОТЕРПЕНИЕ
И, возрастая из года в год,
Будем растить БЛАГОСТИ плод.
Будем добры, приложим усердие,
К страждущим, бедным явим МИЛОСЕРДИЕ.
Кто служит Христу, пусть имеет без меры
Достойную, сильную, стойкую ВЕРУ.
Божий служитель о Божьем радеет,
В сердце смиренье и КРОТОСТЬ имеет.
И, наконец, как Божьи созданья,
Будем стремиться мы к ВОЗДЕРЖАНЬЮ.
Так в почве хорошей семя растет,
Приносит Христу умноженный плод.
 Шел сеятель с зернами в поле и сеял;
И ветер повсюду те зерна развеял.
 Скажите, друзья, а Ваше зерно,
Какие плоды приносит оно?

    А постановка «Притчи о добром Самарянине (Самаритянине)» привела всех к такому выводу:

А я хочу сказать о том,
Что ближних мы любить должны,
А ближний тот. Кому важны,
Забота наша и любовь.

Добро же к нам вернется вновь!

     Готовясь к празднованию Дня славянской письменности, учащиеся прорабатывают материал о святых Равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии, о том, как святой Равноапостольный Кирилл избрал свой путь в жизни – он выбрал Софию, которая олицетворяла Мудрость и постижение наук. С любовью и усердием изучал Кирилл науки и Священное Писание. Торжественно и убедительно звучали со сцены слова:

                   Славяне! Братья! Он придёт тот час,

                    Когда вдохнём мы воздух полной грудью.

                    Ведь мы и есть – и знамя, и орудье,

                    Вся вера – в нас, и сила тоже – в нас!

                    Храни язык и веру береги!

                    Враги тебя попробуют убить.

                    А, не убив, попробуют обманом

                    Помочь тебе забыть о самом главном –

                    О том, что нужно Родину любить!

                    Начнут учить: где светно, там и рай,

                    Начнут юлить: мы все с одной планеты…

                    Вы будете и светы, и одеты

                    В другом краю…

                    Зачем нам чей-то край?

                    Аз… Буки… Веди…- это лишь азы

                    Того, что есть ты, из чего ты создан.

                    Ты славянин! Учти, пока не поздно:

                    Твоя свобода – Вера и Язык!!!

    В завершение хочется сказать, что интеграция урочной и внеурочной деятельности является важнейшим способом духовного познания мира, она помогает учителю развивать способности учащихся, формировать их мировоззрение, мировосприятие, миропонимание, приобщать к нравственно-эстетическим ценностям. Духовно познавая мир и самого себя, человек приходит к Богу. Сегодня мы живем в обществе, которое ищет выход из духовного кризиса, из той тупиковой ситуации, в которой оно оказалось на протяжении ряда последних лет. А ведь времена необратимо изменились: храм никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он не может вместить всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры. Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и потребность в православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения. Закончить же своё выступление мне хотелось бы словами протоирея Андрея Панина: «У каждого свой путь к Богу, своя непростая судьба, своё осмысление веры, но все люди когда-то впервые переступили порог храма. Двери церкви открыты для всех, любой человек может прийти сюда, чтобы узнать, а здесь ли Истина?»

 Использованная литература.

  1. Азбука христианства: словарь-справочник. М., 1997.
  2. Богословие. Иконы. М., 1995.
  3. Краткий именослов. М., 1998.
  4. О жизни православных святых, иконах и праздниках./Авт.-сост. О.А.Попова. Свердловск, 1991.
  5. Практическая энциклопедия. Православие от А до Я. СПб., 2005.
  6. Словарь лингвистических терминов. М., 1990.
  7. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М., 1990.
  8. Хрестоматия по древней русской литературе. Научн. Ред. Н.И.Прокофьев. М., 1973.

Лопухова Надежда Петровна, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением английского языка г. Мончегорска, Россия

08.05.2015, 1336 просмотров.

В журнале для учителей «Педагогический советник» можно опубликовать статью учителю и получить сертификат публикации учителя. Издание «Педсоветник» проводит различные дистанционные конкурсы для педагогов, воспитателей и методистов.