ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ДИАЛОГ ПИСАТЕЛЯ И ЧИТАТЕЛЯ (ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ». 9 КЛАСС). РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

  Диалоговые технологии особенно эффективны для формирования коммуникативных компетенций:

— взаимодействие с окружающими людьми, умение выступать перед ними, задавать вопросы и корректно вести диалог;

— умение представлять себя устно и письменно, составлять персональные анкеты, резюме, деловые письма, заявления, поздравления;

— владение различными видами речевой деятельности (монолог, диалог, участие
в дискуссиях, диспутах, спорах, полемике);

— владение способами совместной деятельности в группе, умение искать и находить компромиссы;

— умения и навыки позитивного общения, основанные на знании исторических традиций различных наций и социальных групп;

— умение представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения,
в режиме диалога культур, использовать для этого знания иностранных языков;

— способность жить с людьми других культур, языков, религий, национальностей и цвета кожи;

— способность понимать различие и ценности культур других народов;

— умение уважительного отношения к мнениям и суждениям людей других культур, к их праву высказывания иных точек зрения, иных взглядов на вещи и события.

  Основные барьеры диалогического взаимодействия можно подразделить на 4 основные группы:

  Ситуативные барьеры: разделённость партнёров в пространстве, их замкнутость, географические и временные барьеры, вредное воздействие на участников диалога физической и социальной среды, на ситуационную остроту конфликта.

  Предубеждение: недоверие, эгоцентризм, нигилизм, антигуманистическое мировоззрение партнёров. Причинами этих проявлений могут быть: замкнутый образ жизни, отсутствие мотивации, равнодушие, отсутствие чувства юмора, апатия, несдержанность, агрессивность, конформизм, индивидуализм, апломб, самодовольство, снобизм.

  Низкая культура: низкий уровень интеллекта, творческой деятельности, неясность собственных целей, роли в обществе.

  Неумение планировать и организовывать коллективное взаимодействие, отсутствие навыков социального контакта, кооперации и дружеского соревнования.

  Барьеры диалога преодолимы. Наиболее действенным способом устранения барьеров является эмпатия – сопереживание, сочувствие, эмоциональная отзывчивость в межличностных отношениях.

  Основоположником метода «диалог культур» по праву считается видный русский учёный, философ, культуролог и педагог В. С. Библер.

  Использование диалога культур в образовательном процессе позволяет:

— совместить в своём сознании культуру Востока и Запада;

— осознать ценности прошлого и настоящего;

— соединить гуманитарные и точные науки (интеграция);

— познать наследие учёных, художников, писателей;

— познакомиться с уникальными и неповторимыми личностями.

  Понятие «диалог культур» включает в себя:

столкновение принципиально несхожих друг с другом культур мышления;

разновидность межкультурного взаимодействия, активный обмен содержанием культур при сохранении ими самобытности;

при изучении другой культуры ищутся и вырабатываются собственные параллели и аналогии; в социальном плане – наличие «промежуточных» слоёв, относимых к субъектам той или иной культуры.

  Понятие диалога культур часто, в том числе и в образовании, используется с одной прагматической целью – сформировать толерантность в межэтнических отношениях. Полезность решения этой задачи не вызывает сомнения и не может оспариваться. Однако само решение этой задачи невозможно без знания конкретных этнических культур во всём их многообразии и истории, без знания территориальных и социальных вариантов этих культур,
а также без чётких и объёмных представлений о современном состоянии этнических культур.

  Следующий фактор, характеризующий «диалог культур» в его педагогическом понимании – это социальный фактор. Кто с кем осуществляет диалог – поселковый инженер с оленеводом, петербургская учительница с эвенкийской мастерицей, профессор-культуролог с морским зверобоем, или депутат Госдумы от какого-то автономного округа со студентами – петербуржцами во втором поколении?

  Понятие диалога культур стало чрезвычайно модным в современной реальности, причём в самых разных областях знаний – в культурологи, в искусствознании, в литературоведении как пограничной между искусствознанием и филологией области, в лингвистике, точнее, в тех её разделах, которые связаны с проблемой «язык и культура», а также в педагогике, связанной с обучением представителей этнических меньшинств.

  Восток и Запад – это две стороны одного целого. Положительные качества воспитывает как восточная, так и западная культуры. Западный мир не признаёт коллективизм и традиционализм Востока. Восток не признаёт индивидуализм и модернизм Запада. На Востоке не приживается западная демократия. Россия всегда находилась на стыке Востока и Запада. Слова поэта А. Блока «Да, скифы мы! Да, азиаты мы!» утверждают положительные восточные черты русского этноса: оседлость, постоянство, созерцательность, духовность, семейственность. Но и западные черты есть
в русском характере: либерализм, открытость, реформаторство, космополитизм.

  Обратимся к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Рассмотрим основные положительные черты русского национального характера.

  1) Неустанная работоспособность: привычка к труду, выносливость без меры, способность концентрировать физическую и духовную энергию; стойкое преодоление тяжких испытаний; спокойная деловитость, несуетность, хозяйственность.

Самым хозяйственным и деловитым в поэме, конечно, является Собакевич. Поэтому в списке его крестьян встречаются такие характеристики: «Каретник Михеев – славный мастер». Ведь никаких больше экипажей и не делал, как только рессорные! Пробка Степан – плотник. Ведь что за силища была! Милушкин, кирпичник, мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнёт, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». Но сам-то Собакевич не трудится! За него всю тяжёлую физическую и грязную работу выполняют крепостные рабы. То же самое касается и других помещиков-крепостников.

  2) Соборное единение – обострённое сознание себя частицей своего народа, кровная связь друг с другом, общинность, готовность «собираться в единый кулак»; братская внеклассовая солидарность. Вспомним Лермонтовское «Бородино»: «Полковник наш рождён был хватом; слуга — царю, отец — солдатам». (Дворянин – и дворовый; князь – и крепостной крестьянин – братья).

  О своих крестьянах заботятся по-отцовски и по-матерински Собакевич и Коробочка.
У Собакевича «деревенские избы мужиков срублены были на диво: плотно и как следует».
В деревне Коробочки «крестьянские избы показывали довольство обитателей».

Крестьянам Манилова в «сереньких бревенчатых избах» живётся несладко; ноздрёвские дворовые унижены хулиганскими действиями хозяина; а у Плюшкина «крестьяне мрут, как мухи».

  3) Абсолютная доброта (при должной строгости), способность жертвовать личным благополучием, собой и близкими во имя общей цели, мягкосердечность, душевность, милосердие, великодушие, жалостливость, хлебосольство, радушие, щедрость.

  Никто из помещиков ни при каких обстоятельствах не поменялся бы местами
с крестьянами, не стал бы жертвовать личным благополучием. Хотя хлебосольство и радушие присущи и Манилову, и Коробочке, и Собакевичу. Но вот характеристика Собакевича: «Казалось в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует,
а как у бессмертного Кощея, где-то  за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности». ( «Нет тела», — говорит американец; «Ни души», — скажет русский).

  4) Державность – жертвенный патриотизм, идеал защиты Отечества, идея служения Родине как сущность человека. «Повесть о капитане Копейкине», которому «в компании 12-го года оторвало руку и ногу» — яркий пример чиновничьего равнодушия и произвола. Защитника Отечества выбросили на свалку истории.  «И появилась в рязанских лесах шайка разбойников,
и атаман этой шайки был не кто другой, как капитан Копейкин». Как тут не вспомнить пророческие пушкинские слова «Страшен русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

  5) Духовность – презрение к богатству, удовлетворение скромным достатком, бескорыстие, нестяжание, созерцательность, тёплая любовь к Богу, Храму; вера – свободная, беззаветная.

  Мечтательность и созерцательность – главная черта Манилова. Но о чём мечтает этот легкомысленный прожектёр?

Мост через пруд с торговыми лавками, высокий дом
«с бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву». Утопия его мечтаний ничего общего не имеет с оптимистичными представлениями Гоголя о русском народе: «Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка…. Но какая же непостижимая, тайная сила влечёт к тебе? Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли не быть богатырю? Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!»

   6) Простота – принципиальное отсутствие позы, внешней значительности.

Ноздрев – рубаха – парень. Ну чем не идеал искренности, простоты, открытости и естественности? Однако автор разоблачает этого «разбитного малого»: он «говорун, кутила, лихач, охотник погулять; пьяница, дебошир, шулер, нахал, драчун, врун, подлец. Он имел „страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины“. Сплетник Ноздрёв всегда был готов расстроить свадьбу или торговую сделку.

  7) Отсутствие рабской психологии – русский народ насмерть стоял в тяжелейших битвах и был невзыскателен к условиям жизни, сохраняя достоинство. «Беглые души Плюшкина» веселятся в бурлацкой ватаге, а потом «при криках, бранях и понуканьях, нацепляя крючком по девяти пудов себе на спину, с шумом валят кули», пока не нагрузят трюмы глубоких судов.

  8) Всемирная отзывчивость – отсутствие национального эгоизма, жертвенное братство без эксплуатации; национальная широта, сверхнациональная устремлённость.

Знаменитыйфинал I тома поэмы «Мёртвые души» — гимн русскому народу.  «И какой же русский не любит быстрой езды? Эх, тройка! Птица – тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем — гладнем разметнулась на полсвета… Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа… Летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

  9) Эстетика общения – достоинство, одинаковость в обращении с высшими и низшими; натуральная любезность, непосредственное простодушие, доверительные и тёплые отношения, искренность.

  В авторском отступлении о тонкостях российского обращения Гоголь разоблачает лицемерие и низкопоклонство чиновничьей братии.

«У нас на Руси далеко обогнали в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим 200 душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их 300, а с тем, у которого их 300, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их 500, а с тем, у которого их 500, опять не так, как с тем, у которого их 800, — словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки».

  10) Бескомпромиссность – идея справедливости, искание правды, нравственное чувство правдивости, жизнь по зову сердца.

«Капитан Копейкин решился отправиться в Петербург. Чтобы просить государя, не будет ли какой монаршей милости: „что вот-де, так и так, в некотором роде, так сказать, жизнию жертвовал, проливал кровь….“

  11) Высокая и разносторонняя одарённость – быстропонятность ко всему, внесение вклада во все сферы культуры, науки и техники; самостоятельное творчество; мыслящее воображение, сердечный ум.

  12) Житейская мудрость – умение в периоды смертельной опасности приглушать свой созидательный потенциал, сносно жить в тяжелейших условиях, развитой инстинкт самосохранения, воля к жизни, смирение, терпение.

  Каждая культура (этнос) всегда имеет свою «нишу» в пространстве жизни, свой «родной дом», где отношения между природой и обществом находятся в оптимальном равновесии. Но «вход» в этот «дом» открыт только для тех, кто не растерял своей самобытности, кто ищет свою собственную культуру. Если культура потеряла свою индивидуальность, то путь к «нише» закрыт. Безликая культура не знает своего места в жизни и обречена на скитания. Она везде чужая. Её удел – война и насилие. Жить в безликой культуре – значит обрекать себя на страдание и суету, нервозность, нетерпимость, злость, агрессию, зависть, насилие. Поэтому так важно для культуры быть в своём «теле», жить в своём «доме», найти свою индивидуальность, своё лицо, свой стиль жизни.

  Современное общество – это целостный и взаимосвязанный мир, постоянно сталкивающийся с необходимостью культурного плюрализма при решении глобальных проблем современности (установление международного порядка на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества; развитие экономической и культурной интеграции; проблема предотвращения мировой ракетно-ядерной войны; экологические проблемы во всех проявлениях; демографические, энергетические, продовольственные проблемы; проблема использования космоса; субглобальные проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, связанные с ликвидацией эксплуатации, нищеты и других форм социального неравенства; проблемы устойчивого развития).

Литература

 

  1. Компетентностно — ориентированное образование: от идеи к школьной практике.
    – Самара-2006.
  2. Полушкин И. А., В. Н. Михелькевич, В. И. Ионесов. Диалоговые технологии гражданского образования. Самара-2004.
  3. Селевко Г. К.. Педагогические технологии авторских школ.

Митрофанова Нина Васильевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Мончегорска, Россия

08.05.2015, 863 просмотра.

В журнале для учителей «Педагогический советник» можно опубликовать статью учителю и получить сертификат публикации учителя. Издание «Педсоветник» проводит различные дистанционные конкурсы для педагогов, воспитателей и методистов.