О ПРОБЛЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ГИТАРЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ И О РОЛИ СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

  1. Дмитриева Н. Н. Методика обучения игре на гитаре (2008)
  2. Лазарева А. Д. «Учимся играя» (1997)
  3. Мадорский Л., Зак А. Музыкальное воспитание ребенка (2011)
  4. Синити Судзуки «Взращенные с любовью» Классический подход к воспитанию талантов. (2005)
  5. Янкелевич Ю. И. Педагогическое наследие. – М., Постскриптум. (2009)

Детство- это уникальный период в жизни человека, именно в это время происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим людям.

Дошкольное детство – это самый важный этап социализации в жизни ребенка. Хотелось бы сказать именно о дополнительном дошкольном образовании ребенка. Семья и музыкальная школа — это два института, которые выполняют очень важную и ответственную функцию, несут огромную ответственность за то, какое поколение мы будем видеть будущем. А в будущем, хотелось бы видеть талантливых, сильных и всесторонне развитых детей.

  Что же такое талант? Талант – это не случайность, данная при рождении.

  В современном обществе очень многие полагают, что если человеку при рождении не досталось таланта, то с этим ничего не поделать. Эти люди просто сдаются на милость судьбы. Соответственно и живут они неполной жизнью, не познав ее подлинной радости. И это величайшая трагедия человечества.

Мы все рождаемся с одинаково высоким потенциалом и при некоторых усилиях можем стать выдающимися, способными и талантливыми людьми. От нас с вами зависит наше будущее и будущее наших детей. Давайте вместе: преподаватели и родители  научим наших детей жить яркой, полноценной жизнью, познавая все ее радости.

Не будем откладывать свои замыслы на завтра, а начнем претворять их в жизнь сегодня, прямо сейчас!

» Все дети талантливы» — это не только красивые слова. Ребенок, едва появившись на свет, показывает свой характер, свои индивидуальные черты, и хотя он не умеет говорить, ни одна мама не ошибется, слыша крик своего ребенка, единственного и неповторимого.

Поэтому, говоря о детях, хотелось бы подчеркнуть: не все, как один, а каждый в отдельности неповторимый и единственный.

   Многие привыкли считать, что воспитывать детей, в том числе и в музыкальном направлении надо начинать как можно позже. Это ошибочное мнение. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное на воспитание в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет – от нуля до пяти.

 Нередко приходится сталкиваться с мнением о том, что начинать заниматься гитарой допустимо не ранее, чем с 6 -7 лет. Такое мнение противоречиво. Чем раньше ребенок начнет познавать мир музыки, тем лучше и качественнее пойдет его обучение и развитие, как личности в дальнейшем.

Тем не менее, педагоги – скрипачи, пианисты начинают работать с детьми 4-5- летнего возраста. Хотя занятия с малышами имеют одни аспекты для преподавателей различных инструментов: подбор музыкального материала, методика проведения уроков, инструмент, позволяющий без чрезмерных усилий выполнять поставленные перед ребенком задачи. Если все эти аспекты разрешимы, можно с уверенностью говорить о том, что и обучение на гитаре необходимо начинать как можно раньше.

Ранний период в жизни ребенка необычайно важен – у детей от года до пяти лет огромный жизненный потенциал. Их сознание – чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает все новое — познает окружающий мир. Этот возрастной феномен необходимо использовать.

Обучение игре на гитаре в раннем возрасте будет успешным, если родители – главные учителя своего малыша, начиная с самого рождения ребенка, примут активное участие в его музыкальном развитии.

С четырех-пяти лет ребенок может научиться играть на гитаре за очень короткий срок, если рядом с ним будем мы — знающие педагоги и родители. Давайте подумаем о том, что уже с этого возраста можно обучать детей в музыкальной школе.

«Музыкальное воспитание ребенка нужно начинать за девять месяцев до его рождения, а еще лучше – за девять месяцев до рождения его матери» (Залтана Кодаи) [ 1] Если старшие дети, как и взрослые чему-либо учатся годами, то малыши «впитывают» знания легко, играючись. Это в полной мере относится и к музыкальному воспитанию.

     «Хорошие родители важнее хороших педагогов», — отмечал в одном из своих исследований выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз.

[2 с.5]Действительно, старание даже самых лучших педагогов бывают, бесплодны, если родители обучаемого малыша равнодушны к музыке. А ведь именно папы и мамы, как наиболее близкие ребенку люди, могут «заразить» малыша любовью к этому виду искусства, пробудить интерес, посещая концерты, слушая музыку дома, музицируя. Очень важна личная заинтересованность в продолжение всего музыкального образования ребенка. Взрослые люди, занимающиеся самообразованием, могут сделать многое в музыкальном воспитании своего малыша, даже если сами не владеют музыкальными инструментами.

    Семья – это первое и наиболее важная ступенька на пути ребенка в мир музыки. Именно родители закладывают основы мировосприятия, морали, эстетических вкусов. Как показывают исследования, проводящиеся в нашей стране и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось именно под влиянием семьи.

   Многие родители считают, что музыкальные задатки ребенка, если они есть, разовьются сами собой. Психологи доказали, что это не так. Если потенциальные способности не обнаружить и не развивать, они увянут. Для того, чтобы этого не произошло, чтобы ваш малыш не чувствовал себя обкраденным, неполноценным именно так чувствуют себя люди, которым в свое время не помогли душой «услышать» музыку) вам нужно потрудиться. Некоторые родители уверенны в том, что и так достаточно времени уделяют музыкальному воспитанию своего ребенка. Реальную же ситуацию с постановкой музыкального образования в семье поможет определить вот такая несложная анкета:

  1. Слушаете ли вы музыку совместно со своими детьми?
  2. Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке?
  3. Поете ли с детьми?
  4. Есть ли у вас дома музыкальные инструменты?
  5. Играете ли вы сами, на каком- либо инструменте?
  6. Любите ли вы «серьезную» музыку, слушаете ли ее?

Из общего количества анкетируемых, которые были задействованы в этом опросе, положительно на предлагаемые вопросы ответил, примерно, каждый десятый. К сожалению, это свидетельствует о низком музыкально-эстетическом уровне родителей, о пробелах, существующих в семейном музыкальном воспитании.   Как показали результаты анкетирования, в большинстве семей отсутствует понимание того, насколько огромно и значительно влияние музыки на общее формирование духовного мира человека. Как преподаватель, проработавший более 25 лет в ДМШ, могу отметить, что результаты анкетирования не всегда бывают печальными. И так, проведя анкетирование в своем классе — классе гитары ЯДМШ Мыскаменского отделения, я вижу абсолютно противоположные результаты вышесказанному. Итоги показали, что постановка музыкального образования в семьях, дети которых обучаются в классе гитары ЯДМШ, находится на высоком уровне (99,0%). Это говорит о том, что многие родители заинтересованы в музыкальном образовании своих детей, что является немаловажным фактором для воспитания подрастающего поколения, как первостепенного приоритета в современном образовании.

Мы – родители, педагоги – много внимания уделяем умственному и интеллектуальному развитию ребенка. Настолько много, что появились основания говорить о «ножницах» между эмоционально-эстетическим и интеллектуальным развитием личности. И второе часто опережает первое, нарушая, таким образом, процесс гармоничного развития. «Опасность не в том, что машины начнут думать по-человечески, а в том, что человек начнет думать как машина»,- предостерегал в одном из публичных выступлений известный украинский математик Г.Суворов. [ 1]

Действительно, если лишить человека эстетического, чувств и эмоций, он перестанет мечтать, любить и творить.

    У ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно богат. Малыш обостренно чувствует добро и зло, искренность и фальшь. Как важно сохранить с возрастом эту свежесть и непосредственность восприятия!

    «Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали с ним, любили его и были с ним нежны,- пишет американский врач и педагог Бенджамин Спок —» …дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми».[ 5]

  Одним из важнейших средств эмоционального развития человека является музыка.

Вспомним многочисленные примеры, когда музыка помогала людям переживать трудные времена, пробуждала чувствовать, вдохновляла на творчество, заставляла задуматься о вечном. Разве не так влияет на нас хорошая музыка? В этой связи мы говорим не только о выдающихся композиторах, но и о не менее прославленных исполнителях их произведений. Ведь именно исполнитель «оживляет», «озвучивает» для слушателя написанное на нотном листке. И поистине талантливые исполнители так же редки, как и талантливые композиторы. Никто не знает, где и как рождается талант, но известно, как распознать его. Нужно создать среду, благоприятную для его проявления.

Наилучшей такой средой на начальном этапе обучения ребенка музыке является семья.

Очень важно, чтобы малыш в процессе овладения музыкальными навыками не оставался наедине со встретившимися трудностями. Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат, если они любят музыку и малыша, могут стать незаменимыми помощниками в ежедневном обучении, даже если они не учились музыке сами и не умеют играть на инструменте. Подчеркиваю слова «ежедневное обучение», потому что с первого же шага малышу нужна ежедневная помощь в освоении нового. Только с такой помощью музыка станет для него самой жизнью, а не просто занятиями.

  «Для развития музыкальности ребенка, надо давать слушать музыку с самых первых дней жизни» .М. Бехтерев)». [ 5]

С самого рождения ребенок попадает в мир звуков: это голоса близких, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных – нежных, громких, резких и др. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять, поворачивая голову в сторону звуков, фиксируя глазами предмет, издающий эти звуки.

Очень важно создать для ребенка приятное звуковое окружение: это погремушки, колокольчики, музыкальные игрушки. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери. Если хотите, чтобы ваш малыш полюбили музыку, чаще ему пойте колыбельные и детские песенки. Пение родных – самый лучший способ добиться, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку, как на что-то приятное и радостное.

Из особого мира звуков особенно привлекают малыша музыкальные звуки. В.М.Бехтерев предложил простой способ: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают, у малышей плачь и раздражение; другие – радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений». [ 3]

Слушание музыки будет полезным, если придерживаться следующих правил:

  • музыка не должна звучать постоянно
  • музыка не должна звучать слишком громко
  • не включайте музыку ребенку, если ему хочется чего-то другого (вы это почувствуете по реакции малыша)
  • длительность прослушивания не должна превышать 10-15 минут

Можно выбрать игровую форму прослушивания музыки. Например:

-- где звук?

Вы звоните в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребенка.

 Потом отводите их в сторону, чтобы малыш их не видел. Ребенок ищет их взглядом и радуется, что обнаружил звучащие предметы.

-- найди меня:

Ваш малыш уже начал ползать. Вы прячетесь с колокольчиком в руках и звоните. Малыш по звуку находит вас.

--найди музыку:

Вы включаете магнитофон и слушаете музыку несколько секунд. Потом накрываете его материей и говорите малышу: «Где музыка? Нет музыки?» Ребенок с удовольствием принимает игру,  ползет к источнику звука и снимает покрывало.

Год является стартовой площадкой для запуска всех возможностей ребенка.

Один год – это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша: с этого возраста он начинает ходить и видит окружающий мир значительно лучше и полнее; малыш начинает говорить, речевое общение с близкими людьми дает значительный толчок его развитию; малыш может брать окружающие его предметы в руки и изучать их.

И поэтому важную роль в этом возрасте приобретают музыкальные игрушки: музыкальные игрушки не должны быть спрятаны в шкафу; избегайте игрушек, издающих чрезмерно громкие и резкие звуки; музыкальных игрушек не должно быть много.

В три-четыре года большое значение в музыкальном развитии малыша приобретают детские музыкальные инструменты. Они развивают слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка и в какой – то мере формирует его музыкальный вкус.

Чтобы сделать правильный выбор детских музыкальных инструментов, стоит придерживаться правила: не покупайте сразу много музыкальных инструментов, так как это приведет к переизбытку впечатлений

Детские музыкальные инструменты осваивайте поочередно. Пока ребенок не научился играть на одном, не стоит давать ему следующий (здесь потребуется ваша помощь).

Как преподаватель, рекомендую подбирать мелодии на слух.

Подбор мелодии на слух не только развивает музыкальный слух, доставляет ребенку удовольствие, но и является первым важным шагом в обучении его игре на настоящем музыкальном инструменте.

Начинайте подбор с самых простых песенок, прибауток из одной, двух или трех нот. Пример: »Котя – котенька, коток, котя серенький хвосток»

               »Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота»

Сначала напойте ребенку песенку, а потом покажите малышу, как это звучит на детском музыкальном инструменте. В этом возрасте дети подражают родителям, и ваш ребенок будет пробовать подобрать мелодию самостоятельно. Обязательно похвалите малыша. Поправьте, если он ошибся. Постепенно мелодии можно усложнять.

Что же касается музыкального воспитания ребенка в раннем возрасте в стенах музыкальных школ и школ искусств, конечно, каждому преподавателю нужно учитывать возрастные особенности: часто переключающееся внимание, быструю утомляемость, отсутствие музыкальных навыков и т.д.

           Чтобы добиться наилучших результатов в обучении начинающего, необходимо заинтересовать его, соблюдать последовательность в изучении каждого нового навыка и добиваться осмысленного их усвоения.

           В каждом отдельном случае следует учитывать характер ребенка. Особенности психологии детей индивидуальны, но всех их объединяет одно: в возрасте 4-5 лет, продолжительность внимания, сосредоточенность на одном объекте равна 5-6 минутам. После чего резко снижается восприимчивость. Поэтому на занятиях каждые 5-6 минут желательно менять виды работы с учеником.

Первые занятия с малышами не следует загружать информацией. Для успешной работы с учениками главное – не говорить и не делать ничего лишнего.

           На занятиях с детьми раннего возраста предлагаю учитывать следующее:

  1. Ребенок должен играть на маленьком инструменте – «четвертушке» (мензура-50-52 см.)
  2. Продолжительность занятий сократить до 20-25 минут
  3. Информация, предлагаемая ребенку, должна быть доступной для понимания; технические приемы легки для овладения на инструменте
  4. Первый этап обучения (продолжительность его определяет педагог индивидуально для каждого ученика) целесообразно строить на подборе по слуху с одновременным изучением расположения нот на грифе гитары
  5. Изучение нотной грамоты, в свою очередь, должно вестись параллельно с игрой на инструменте
  6. Обязательно нужно вводить элементы игры в занятия с малышами
  7. Можно использовать и такую форму работы как исполнение голосом на инструменте песен, пьес под аккомпанемент педагога
  8. Необходимо развивать образное, ассоциативное мышление у ребенка путем обращения к описанию характера, содержания музыки, систематически предлагаемой педагогом на уроках (проигрывание пьес, прослушивание записей)
  9. Не следует забывать о развитии творческих навыков ребенка: сочинении окончания музыкальных фраз, конца произведения, мелодии к четверостишьям и т.п.
  10.  Важное значение имеет и коллективное творчество – игра в простейших ансамблях.

           Процесс обучения в целом должен идти от общих представлений к сужению и углублению работы над частностями. Чем шире общеобразовательная основа, заложенная в детстве, тем плодотворнее идет работа в специальной, узкопрофессиональной области впоследствии. Чем шире основание пирамиды, тем выше может быть ее вершина. Основание – это, прежде всего, развитой интеллект, способность к выстраиванию многосоставных логических схем.

            На этапе начального общемузыкального образования ребенок должен учиться подбирать по слуху, петь в хоре, слушать музыку с последующими комментариями, смотреть фильмы-спектакли и т.п.

            Но как, в какой форме вести занятия с детьми в раннем возрасте? Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко в одной из своих работ подсказывает: » Есть важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».[2 с.4] Не противопоставление игры труду, а их синтез! В этом и заключается сущность игрового метода. Говоря об объединяющих началах труда и игры, А.С.Макаренко отмечал: «В каждой хорошей игре есть, прежде всего, усилие рабочее и усилие мысли… Игра без усилия, без активной деятельности – всегда плохая игра». [2 с.4]

           Игра доставляет ребенку радость. Это будет радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая – радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство.

            Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это не правильно: в игре есть такая же ответственность, как и в работе, — конечно, в игре хорошей, правильной. Термин «правильная, хорошая игра» надо понимать как игра, воспитывающая, развивающая.

 Марк Твен, со своей стороны, не менее точно подметил: «Работа – это то, что человек обязан делать, а игра то, чего он делать не обязан». [2 с.4]

            Императивная педагогика предполагает прямые, непосредственные средства воздействия на ученика: требовательность и жесткий контроль. В настоящее время в практике воспитания числится такой переизбыток прямолинейных воздействий, что о последствиях этого мы читаем уже у психотерапевта.

         Так, В.Леви пишет: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые: 1)не здороваются; 2) не умываются; 3) не чистят зубы,4) не читают книги, 5) не занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, самосовершенствованием включительно); 6) не работают; 7)не женятся; 8) не лечатся и т.д. [2 с.4]   Только потому, что их к этому побуждали!  Не всегда ли это так? Всегда, но часто, и слишком часто, чтобы это можно было назвать случайностью.

          Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.

Игра – это средство, при помощи которого воспитание переходит в самовоспитание, конечно, если это игра «правильная» и «хорошая». Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика.

 Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Ролевую игру, как любой косвенный метод, использовать труднее, чем прямое воздействие. Гораздо легче просто указывать детям: «Давай так!», «Повторяй за мной!». Ролевая игра требует определенных педагогических усилий, педагогического мастерства. Сегодня, когда ролевая игра широко применяется экономистами, социологами, социальными психологами в сугубо «взрослых» сферах, все чаще на педагогических конференциях раздается призыв: «Вернуть игру в школу!». Люди, пошедшие в детстве через ролевые игры, более подготовлены к творческой деятельности.

Подводя итог вышесказанному, позволю себе отметить основные положения педагогических систем, которые считаю верными: учить музыке всех детей; начинать музыкальное воспитание как можно раньше; учить малышей в игровой форме; помнить о том, что в дошкольном возрасте главные учителя – родители; постараться самим папам и мамам полюбить классическую музыку.

Высказывания великих людей о значении музыкального воспитания:

Ш. Сузуки (1898 – 1997 гг.): «Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни». [ 3]Платон (V век до н.э.):» Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно». [ 1]

Ермолович Лариса Герасимовна, Преподаватель ЯДМШ по классу: гитара, домра, фортепиано, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Ямальская детская музыкальная школа» Мыскаменский филиал, Ямало Ненецкий Автономный Округ (ЯНАО)

19.05.2015, 1757 просмотров.

В журнале для учителей «Педагогический советник» можно опубликовать статью учителю и получить сертификат публикации учителя. Издание «Педсоветник» проводит различные дистанционные конкурсы для педагогов, воспитателей и методистов.