ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Реальность современной российской действительности последних десятилетий такова, что мы живем в период экономических трудностей, размытости общественных идеалов, утраты ценностных ориентиров. В то же время, от современного человека требуются мобильность, творческое освоение окружающего пространства, способность быстро перестраиваться в совершенно новых ситуациях. Для того чтобы помочь ребенку стать успешным и благополучным членом общества, необходимо создать соответствующую среду, развивающую и обогащающую необходимым опытом.

Поэтому одной из основных функций школы становится создание оптимальных условий для формирования системы ценностей, норм и других составляющих социального опыта, которые позволят личности в будущем эффективно адаптироваться в обществе, взаимодействовать с окружающим миром, станут основой ее противостояния негативным внешним влияниям, активного участия в социальной жизни.

В настоящее время категория «ценность» является предметом разностороннего изучения в философии, этике, социологии, психологии, педагогике и других отраслях научного знания. Исследуя векторы определения сущности понятия «ценность» на современном этапе развития науки мы обнаруживаем следующие подходы:

«значимые для человека объекты (материальные или идеальные). Так что в широком смысле слова ценностями называют обобщенные устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о блага, то есть о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)» [3. С. 228];

«вещественно-предметные свойства объектов, психологические характеристики человека, явления культуры, имеющие положительное или отрицательное значение для человека, группы людей или общества» [4. С. 47].

В систему нравственных ценностей входят: приоритетные ценности индивидуального характера (здоровье, свобода, независимость), ценности, необходимые для сохранения общества (семья, любовь к родине и патриотизм, мир на земле и т.д.), ценности, направленные на взаимоотношения с людьми (дружба, верность, честность), ценности из группы самостоятельности – смысл жизни, выбор собственных целей, ответственность, ценности мастерства – самоуважение, умелость, достижение успеха, ценности интеллектуальной автономности – независимость, творчество, ценности гармонии – мудрость, гармония, мир прекрасного, единство с природой, защита окружающей среды. Данные ценности дают человеку возможность свободно развиваться как личности, реализовать потребности в самоактуализации, формировать уверенность в своих силах, способностях, знаниях, независимости от других.

Ориентируясь на возрастные особенности необходимо отметить, что именно в шесть-семь лет процесс формирования ценностных ориентаций происходит наиболее динамично. В этом периоде детства нельзя говорить об окончательном формировании системы ценностей. Младшие школьники находятся в стадии выбора, осмысления и усвоения, но можно говорить о создании основы ценностно-смысловой сферы личности. Следует отметить, что на выбор ценностей младшим школьником в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого (семьи, учителя), их собственный социально-нравственный опыт, примеры из художественной литературы, кинофильмов, телепередач, мнение и выбор детского сообщества, близких друзей. Поэтому первостепенная задача педагога, родителей – не просто дать набор ценностей, а помочь их осмыслить ребенку, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их практически.

Анализ научной литературы и образовательной практики с учетом многогранного характера проблем формирования нравственных ценностей показал, что большая эффективность обеспечивается при постановке и решении комплексной проблемы в парадигме поликультурного образования.

В данном аспекте необходимо отметить важность организации поликультурной образовательной среды в общеобразовательной организации.

В настоящее время в этой области научных знаний уже накоплен достаточно большой массив как научно-аналитических работ, так и прикладных разработок, в которых отражен ряд самостоятельных точек зрения на сущность и способы решения этой многосторонне и сложной проблемы.

В целом под поликультурной образовательной средой следует понимать часть образовательной среды какого-либо учебного учреждения, представляющую собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному поликультурному взаимодействию, стремящейся к пониманию других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

В научной литературе образовательная среда трактуется «часть социокультурного пространства, объединяющая школу как материальный объект, содержание образовательных программ, систему методов и форм педагогической деятельности, систему педагогико-родительско-ученических отношений, возможности учреждения дополнительного образования, фирм и предприятий города, с которыми школа сотрудничает и „зону“ в системе Интернет, востребованную педагогами школы и ее учениками в образовательных целях. Образовательная среда – пространство познания и развития ее участников» [1. С. 235].

Поликультурная образовательная среда представляет собой упрощенную модель всего поликультурного социума. Именно здесь школьник, встречаясь, общаясь, взаимодействуя с представителями других этносов, получает информацию о характеристиках, нормах, правилах этносов, учится межкультурному взаимодействию, проявляет толерантность, то есть происходит его подготовка к жизни в поликультурном социуме. Передавая через поликультурную образовательную среду ценностные ориентации, школа готовит личность к построению взаимоотношений с обществом, к гармоничному вхождению в поликультурное пространство России.

Наряду с данным понятием часто употребляют термин поликультурное образовательное пространство, которое представляет собой «сложную интегральную целостную систему, включающую в себя многомерные отношения, с одной стороны, обеспечивающие воспроизводство и развитие культуры в форме непрерывной социокультурной трансляции ее компонентов, с другой стороны, способствующие самоопределению и самореализации личности в меняющихся социокультурных условиях через освоение и интереоризацию ценностей культуры» [2. С. 68]. Поликультурное образовательное пространство является частью поликультурной образовательной среды.

Формирование нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде позволяет понять самобытность и своеобразие культур различных народов. Изучая народные традиции, праздники, обычаи, уклад жизни ребенок приобщается к культуре своего народа, происходит идентификация себя с родными истоками, вековыми корнями многих предшествующих поколений. Любая культура в том или ином виде содержит определенный набор ценностей, которые принято называть общечеловеческими: милосердие, доброта, терпимость, сострадание, любовь к жизни, к ближнему и т. п.

Основными направлениями организации процесса формирования нравственных ценностей у младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды являются:

– изучение школьниками культур других народов и формирования на этой основе стремления к сотрудничеству, к межэтническому и поликультурному диалогу, проявлению толерантности;

– включение учащихся в активную поликультурную деятельность на данном возрастном этапе обучения;

– организация проектной деятельности с поликультурной тематикой, благодаря чему через активную научно-исследовательскую деятельность происходит включение учащихся в межкультурное общение;

– включение учащихся в краеведческую работу, направленную на постижение культур народов, проживающих в родном крае;

– актуализация нравственных ценностей в воспитательной и учебной работе с целью их интериоризации и создание собственной модели взаимоотношения с этносами, обществом, людьми;

– взаимодействие и сотрудничество представителей различных этносов, этнических культур в ходе образовательного процесса.

Обращаясь к рассмотрению условий, необходимых для организации эффективного процесса формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде следует отметить, что лишь их совокупность может обеспечить достижение данной цели. В систему условий, на наш взгляд, следует включить условия педагогические и личностные. Педагогические условия ‑ условия, которые сознательно создаются в образовательном процессе и обеспечивают наиболее эффективное формирование и протекание нужного процесса, так как создают ту среду и те взаимоотношения, в которых необходимые явления, процессы возникают, существуют и развиваются.

Относительно процесса формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде, основными педагогическими условиями являются: 1) разработка содержательного аспекта организации процесса формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде; 2) использование комплекса активных методов, обеспечивающих эффективность формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде; 3) мониторинг и учет уровня освоения нравственных ценностей.

Разработка содержательного аспекта организации процесса формирования нравственных ценностей у младших школьников должна быть осуществлена на уровне организации каждого отдельного урока или внеурочного занятия. Содержательная сторона процесса формирования нравственных ценностей в условиях поликультурной образовательной среды должна охватывать все сферы жизнедеятельности и способствовать формированию системы знаний о ценностях, отношений к ним и проявления ценностных ориентаций в поступках, которые впоследствии станут основой мировоззрения и мироотношения личности.

Использование комплекса активных методов и соответствующих им форм и методических приемов, обеспечивающих эффективность формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде.  В отличие от традиционных форм, методов и методических приемов при обучении и воспитании детей, в которых преобладает осмысление факта и его запоминание, активные методы направлены на переживание учащимися информации. На интенсивном эмоциональном фоне у школьников начинает действовать непроизвольное запоминание, проявляется стремление к выражению эмоций, применению известных способов деятельности на практике, то есть жить в созданной ситуации. Комплекс активных методов и соответствующих им форм и методических приемов позволяет актуализировать знания и опыт личности. Положительный эмоциональный фон, который создается благодаря комплексу активных методов, поддерживает интерес детей, позволяет снимать авторитарное принуждение при формировании нравственных ценностей. Правильно использованные методические приемы создают условия для познания детьми самих себя, для установления у них адекватной самооценки и развития потребности в самовоспитании.

Мониторинг освоения нравственных ценностей младшими школьниками предполагается  на каждом из этапов организации процесса формирования нравственных ценностей в условиях поликультурной образовательной среды – от изучения исходных условий, в которых будет организован процесс до анализа результатов. Создание системы диагностических методик, позволит выявить различный уровень освоенности нравственных ценностей. Такой мониторинг необходим для контроля за эффективностью средств, форм, методов, предлагаемых для реализации содержательного аспекта процесса формирования нравственных ценностей.

Не меньшую значимость для процесса формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде имеют личностные условия, которые предполагают определенный тип взаимоотношений между субъектами процесса формирования нравственных ценностей.

Таким образом, процесс формирования нравственных ценностей в поликультурной образовательной среде необходимо выстраивать как единую систему, которая включает весь спектр педагогических влияний, обращенных к преобразованию внутреннего мира школьника. В этом контексте процесс формирования нравственных ценностей становится творческим, свободным, обращенным к личности ребенка. Систематически организованная работа способствует проявлению у младших школьников интереса к себе, своему внутреннему миру, миру других людей, представителей различных этносов, живущих рядом с ними в поликультурном пространстве.

 

Библиографический список

  1. Александрова, Е. А. Образовательное пространство школы: на перекрестке субкультур / Е. А. Александрова // Народное образование. – 2009. – № 8. – С. 234-239.
  2. Горшенина, С. Н. Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен / С. Н. Горшенина, И. А. Неясова, Л. А. Серикова. – Историческая и социально-образовательная мысль. – № 6. – 2013. – С. 64-70.
  3. Гусейнов, А. А. Этика / а. А. Гусейнов. – М.: Гардарики, 2005. – 256 с.
  4. Серикова, Л. А. Организация духовно-нравственного воспитания школьников в поликультурном образовательном пространстве региона / Л. А. Серикова. – Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 4. – С. 45-49.

Работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект №1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Неясова Ирина Александровна, Доцент, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», Россия, Республика Мордовия

22.05.2015, 1714 просмотров.

В журнале для учителей «Педагогический советник» можно опубликовать статью учителю и получить сертификат публикации учителя. Издание «Педсоветник» проводит различные дистанционные конкурсы для педагогов, воспитателей и методистов.