ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ У ДЕТЕЙ

В логопедической деятельности мы часто сталкиваемся с жалобами родителей на то, что дети не желают заниматься дома заданиями логопеда и вообще не воспринимают родителей как педагогов. Нам часто приходится слышать подобного рода просьбы о помощи:

«Каждое занятия — взаимный стресс – ребенок отказывается заниматься, если начинает – то обязательно делает все из-под палки. Что пыталась сделать?– объяснять необходимость занятий — связать их (занятия) с важными для него вещами – занятиями спортом, общением со сверстниками, которыми он дорожит. Просто рассуждениями на тему школы –ничего не действует. Ответ ребенка?– ну и что, все равно не буду заниматься. Воздействую еще отсутствием поощрения (мороженого) – что тоже влияет не всегда – не будет мороженого — ну и не надо. Ума не приложу, как замотивировать ребенка заниматься – занятия нам нужны каждый день. Что мне делать?..» [1]

Подобное поведение с родителями, при выполнении домашних заданий, не редкость. Это связанно с психологическими и возрастными особенностями детей, которые не проходят и мимо педагога, вызывая трудности в рамках занятия. Фразы: «Я не буду это делать, у меня все равно не получится!», «Не буду пробовать делать, я этого не умею!», часто относящиеся к артикуляционной гимнастике и проговариванию звука на этапе его постановки, замедляют коррекционный процесс и порой могут оказаться серьезной проблемой. Поскольку уговоры: «ты попробуй; я рядом; я помогу; у меня тоже не сразу все получилось; с первого раза не всегда получается…» могут и зачастую оказываются не эффективными.

Что же окажется эффективным помощником в этих двух случаях?

В первом случае (проблемы при выполнении домашнего задания) начинаем учебную деятельность не с ребенком, а с родителем. В ходе консультирования родителей вспоминаются слова Сократа: «Не насиловать душу ребенка, а вести его за собой». Именно за собой, показывая упражнения и выполняя его самим родителем, для того, что бы ребенок чувствовал поддержку со стороны близких и единство с ними в своей «беде». Ведь домашние задания логопеда не из простых и требуют усилий воли и постоянного напряжения и контроля собственной деятельности. Этот момент совместного выполнения домашних заданий (совместных, а не надзирательных!) очень важен. Но это не единственный совет, который переходит из одной рекомендации в другую. Как одну из форм мотивации ребенка к занятию предлагаем сказки. Консультируя родителей, мы объясняем необходимость наличия волшебства в ходе занятий дома.

Отмечу тут же, что сказка является одним из неотъемлемых мотивирующих элементов занятий логопеда. О сказке и пойдет речь.

Элементы сказкотерапии в процессе логопедической коррекции являются неотъемлемой частью занятий и универсальным средством преодоления множества психологических барьеров детей которые, так или иначе, встречаются в практике любого педагога.

Так что же такое сказкотерапия? В первую очередь это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Наверное, как только появилась речь, так сразу появились и первые истории.[2]

Сказкотерапия настоящее время) – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.[3]

Уделим еще немного внимания формам сказкотерапии и краткому описанию их, что бы понимать масштабы и возможности сказки, определить виды и направления способствующие повышению эффективности логопедических занятий.

1. Диагностическая. Два вида диагностики — проективная и архетипическая. Цель проективной диагностики – установление индивидуальных особенностей человека. Проективная диагностика проводится с использованием авторской и любимой сказки, рисунков, песочных картин, кукол и пр. Цель архетипической диагностики – установить текущую уникальную комбинацию архетипов в узоре судьбы человека; установить архетипические ловушки, актуализированные в его текущем узоре судьбы; установить, какие архетипические элементы являются ресурсом для самоактуализации.[2]

2. Воздействующая. Сказкотерапевтическое воздействие происходит на сознательном и бессознательно-символическом уровне благодаря использованию 5 видов сказок: художественных (авторских и народных), дидактических, психокоррекционных, терапевтических и медитативных.[2] Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. Разнообразные сказки «подаются» ребенку под различными «соусами»: анализ сказки, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, драматизации, рисования, игры, медитации и многое другое. Арсенал техник сказкотерапевтов крайне велик и по сей день пополняется новыми методами и вариациями. [4]

3. Психопрофилактическая и развивающая. Рассказывать, сочинять, слушать сказки, разыгрывать их невероятно полезно. Сказкотерапия полезна начиная с внутриутробного периода, и до глубокой зрелости. [2]

В ходе логопедических занятий нас с Вами диагностическая форма сказкотерапии, в настоящей статье не интересует, а вот воздействующая и психопрофилактическо-развивающая полностью соответствуют нашим потребностям.

Воздействующие формы сказкотерапии помогают нам создать правильный психо-эмоциональный фон и мотивацию ребенка на занятии с логопедом и дома. Погружая ребенка в сказку - мы вовлекаем его в интересную и увлекательную игру, и это в корне меняет его отношение к занятию. При наличии некого волшебства, ребенок сбрасывает свои защитные механизмы и сопротивление учебному, нудному процессу и начинает играть, выполняя все задания с желанием участия в игре да еще и вместе со взрослым (педагогом или родителем). Согласитесь, что с годами мы, взрослые, все меньше играем вместе с взрослеющим ребенком, приучая его к самостоятельности. И сказки, которые раньше были настольными книгами, уходят на второй план на фоне учебников и «умных книг». Ребенок в таком темпе постоянного давления и необходимости учиться уходит с каждым днем все дальше от детских радостей и мы (взрослые) этому способствуем, порой поторапливая их взросление. Что часто выражается во фразах «Ты же уже большой, не делай так!» и прочих подобных формулировках. И именно поэтому, погружая и увлекая ребенка в сказку, которая живет в нем счастливым воспоминанием, он с радостью и энтузиазмом выполняет все предложенные задания, содержащиеся в ней. Мало того, после двух – трех подобных сказочных игровых занятий «большой малыш» просит с ним поиграть и сам рассказывает сказку или перевоплощается в ее героев выполняя упражнения и требования логопеда (родителя).

Очень важно, по возможности, использовать наглядный материал, соответствующий заданной тематике сказки или волшебного перевоплощения. Что же подразумевает сказка или перевоплощение такого вида? Приведем примеры:

«Сказка про язычок.

Жил во рту язычок. Утром проснется, с боку на бок повернется. И идет на прогулку. Выйдет на крыльцо и смотрит, какая погода на улице — светит ли в небе солнышко, есть ли лужи на земле (упражнение „качели“). Постучал он в одну щечку, в другую – закрыл все двери крепко. Он посмотрел сначала в одну сторону, потом в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Спустился язычок по лесенке крылечка (язык «перешагивает» через зубы и прячется обратно в рот), пересчитал все дощечки у забора (язык погладит сначала верхние зубы, потом нижние), сел на коня и поскакал в лес. А там грибы! Набрал грибов в свою корзинку (упр. «Чашечка») и поскакал домой пироги печь»

Для создания сказочной атмосферы подходят даже не большие совестные инструкции:

«Помоги дойти язычку из своего домика в юрту своего друга (либо наоборот) преодолев все препятствия» — тут можно также предложить придумать имя друга ребенку, активизируя его воображение и включая его в игру. «Наш гость (любое имя или герой соответствующий иллюстрации) решил переехать на время в гости к своей бабушке в деревню, но по дроге он растерял все свои вещи, давай пойдем по его следам и соберем все потери?! Ооо!!! Злой волшебник их заколдовал! И теперь их можно забрать, только открыв все волшебные печати». Соответственно, под печатями предполагается любой вид заданий.

На занятиях, погружение в сказку и мир волшебства — является мощным мотивирующим элементом который запускает свой механизм действия с самого начала занятий с родителем, или же на этапе орг.момента в рамках занятия с логопедом, и продолжает свое действие до его завершения (рефлексии). Однако необходимо внести ремарку – сказочную атмосферу необходимо поддерживать в течении всего занятия связывая упражнения и задания с первоначальным сюжетом волшебного действия.

Этот метод погружения в сказку, в роли непосредственного участника, родителя и ребенка, апробирован на практике и зачастую решает проблему нежелания заниматься с родителем дома.

А как же быть с мнительным ребенком, не желающим выполнить задание логопеда по причине неверия в свои силы? Для преодоления данного психологического барьера поможет такой элемент сказкотерапии, как перевоплощение с использованием соответствующих масок. Выбор героя для перевоплощения, педагог может совершить самостоятельно либо совместно с ребенком. Рассмотрим оба варианта.

Если ребенок отказывается проговаривать «проблемный» звук в ходе занятия с логопедом, тогда в своей практике я практикую следующее – успокаиваю ребенка (вместе с тем укрепляя доверительные отношения между нами) — «Если ты не хочешь, то мы не будем этого делать, а сделаем то что у тебя уже получается очень хорошо». Это очень важный момент, поскольку такие детки оказываются плаксивы и даже при мысленной неудаче реагируют крайне болезненно, их необходимо приободрить и поддержать не просто словесно, а так что бы ребенок увидел (через зеркало) и почувствовал успех выполнения им задания. После выравнивания психо-эмоционального состояния подключаем волшебство с использованием наглядностей. К примеру — прилетела фея и превратила нас в самых добрых и способных животных, птиц, насекомых (медвежат, тигров, тигрят, волков, ежиков, змей…). Выбранное педагогом животное должно произносить требующий коррекции звук. Так к примеру звук:

— [У] может произносить сова или волк;

— [Ы] – медведь;

— [С] – попугай;

— [З] – оса;

— [Ц] – сверчек;

— [Ш] – змея или гусь шипит;

— [Ж] – жук;

— [Ч] – синичка поет ч-ч-чив-чив;

— [Щ] – попугай, кошка защищается;

— [Р] – тигр;

— [Л] – индюк;

— [К] – кукушка;

— [Г] – гуси;

— [Х] – попугай;

— [В] – попугай;

— [Ф] – еж;

— [Б] – рыба пузыри пускает;

— [Д] – дятел;

При затруднении подбора – используем перевоплощение в попугая, который способен проговаривать все звуки. После перевоплощения к проговариванию звуку приступать не мгновенно, необходимо уделить минутку для того, чтобы ребенок успел вжиться в свой новый образ, раскрепостился и поверил в него.

Еще один вариант подбора персонажа для перевоплощения – спросить у ребенка какой из его любимых героев справится с этим заданием. Но в данном случае необходимо заготовить маски предполагаемых героев (смешарики, Лунтик, Человек-Паук, новаторы, Барбоскины и др.)

В конце занятия происходит обратное перевоплощение в самих себя и подведение итогов с подведением ребенка к осознанию, что герой который смог это сделать и есть он сам.

Также во время занятий, логопедом регулярно используется психопрофилактическая и развивающая функции сказки. Чаще на этапе автоматизации звука в связной речи и при развитии высших психических функций. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество и креативное мышление. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Это отражается при работе с сюжетными картинками, где детям часто бывает необходимо составить и рассказать по ним небольшой рассказ. В данном случае очень часто ребенок насыщает свой рассказ мелкими индивидуальными для него подробностями и деталями, очень важными для него.

Применение психопрофилактических и развивающих сказок на логопедических занятиях способствуют достижению следующих задач:

-формирование положительной мотивации к занятиям и заданиям в ходе коррекционной работы -р: развитие мелкой моторики рук, коррекцию речи детей (активизация и разработка артикуляционного аппарата, постановка звука, автоматизация поставленного звука в словах и фразах),

-развитие познавательных процессов,

-формирование пассивного и активного словаря,

-упражнения по коррекции дисграфии всех видов).

— создает ситуацию успеха для каждого ребенка.

— моделирует эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трех вещах:

уместность – сказка не должна жить с ребенком постоянно, каждую минуту, что бы он не делал. Для достижения мотивирующих функций она должна появляться на время занятий, иначе она теряет свою ценность и не является стимулом и эмоциональным допингом для выполнения упражнений.

искренность – взрослый, рассказывая сказку должен и сам верить в нее и жить в ней разумом и эмоциями все то время, пока она звучит. Только искренняя заинтересованность и увлеченность может завлечь в эту игру в сказке ребенка. Дети очень тонко чувствуют фальшь, поэтому от честности и искренности во время повествования волшебного сюжета многое зависит.

дозированность — не стоит затягивать сюжет, если вы видите, что ребенок устал. Все хорошо в меру. Очень важно выйти из сказочного сюжета (достигнуть целей в сказке, завершить путешествие, помочь кому-либо , в чем то) до момента потери интереса ребенком. Если мы закончим в момент, когда ребенку хотелось бы, и он мог бы выполнить еще одно задание, то мы создаем ему дополнительный стимул – дождаться следующего занятия для продолжения сказки.

И еще один секрет данного метода состоит в следующем: в сказкотерапии важно действие, но еще более важно ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующей развитие ребенка. Так мы можем создавать сказки, которые будут иметь терапевтическое воздействие на ребенка, решая непосредственно его психологические проблемы, такие как заниженная самооценка (что часто встречается у детей с речевыми нарушениями), страх поражений и прочее, но это уже совсем другой разговор и другая статья.

 

Используемая литература:

[1]  http://www.ljpoisk.ru/archive/5931373.html

[2]  Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнееева директор Института Сказкотерапии

[3]  Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия

[4]  http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/09/25/logopedicheskaya-gimnastika-skazka-pro-yazychok

Цих Елизавета Викторовна, логопед, КГУ «Средняя школа №36» акимата г.Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанская область Республика Казахстан

22.05.2015, 1195 просмотров.

В журнале для учителей «Педагогический советник» можно опубликовать статью учителю и получить сертификат публикации учителя. Издание «Педсоветник» проводит различные дистанционные конкурсы для педагогов, воспитателей и методистов.