ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА НА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

То, что нам кажется мирским и обыденным –

и есть тот самый материал,

из которого делаются открытия.

единственное отличие – наша наблюдательность,

наша готовность сложить части воедино

совершенно новым способом.

Эдвард Б. Линаман. Мысля в будущем времени

 

Воображение – это бесценный дар для человека. Способность воображать всегда стоит рядом с умением смотреть, видеть и нестандартно мыслить. Такую способность называют ещё фантазией. Но воображение и фантазия – это одно и то же понятие. Фантазия в переводе с греческого языка – воображение. Людей, которые не фантазировали, не существует. Особенно все фантазируют в детстве. К сожалению, многие смотрят на фантазию, как на пустое мечтательство. Воображать с такой точки зрения – парить в нереальном мире, обманывать себя и других. Но без воображения нет творчества. Творческому воображению принадлежит решающая роль в развитии цивилизации. Великий физик А. Энштейн как-то заметил, что воображение важнее знания, потому что без него нет ни познания, ни творчества [1. с. 58].

Давайте, наше рассуждение на тему «Влияния художественного слова на изобразительную деятельность творчески одарённых детей» начнём с показательной ситуации, которую описал Антуан Де Сент-Экзюпери в книге-сказке «Маленький принц». Вспомните неудачный опыт шестилетнего мальчика с рисунком №1 и №2. Под впечатлением прочитанного в книге под названием «Правдивые истории», ребёнок много раздумывал и размышлял. Всё эти фантазии воплотились в рисунке номер № 1. Но ни один взрослый не понял, что на рисунке изображён удав, проглотивший слона, все они сказали, что это шляпа. Тогда малыш нарисовал удава изнутри, что бы взрослым стало понятнее. И тогда взрослые посоветовали мальчику больше не рисовать. «Вот так случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя».

 Вот этот пример показывает насколько художественное слово способно разбудить воображение ребёнка, и объясняет, почему у нас очень много творчески одарённых детей и мало творчески одарённых взрослых.

Так почему же слово так будоражит фантазию и увлекает за собой? А просто потому, что автор, как и художник — это человек талантливый, с выдумкой, тонко чувствующий. Оба рисуют! Но один рисует выразительные картины и живые образы словами (не случайно писателя называют художником слова). Другой создаёт свои гениальные творения при помощи живописи или других подручных средств. Задача у писателя и художника одна — разбудить воображение читателей и зрителей, дать возможность представить события, характеры, саму жизнь и убедить нас в чем-то важном, вызвать отклик в душе и ответных мыслях и чувствах. Поэтому когда мы слышим яркое словесное описание, то наше воображение моментально рождает в мыслях живописную картину. А у творческого ребёнка появляется целый калейдоскоп разнообразных образов.

А ещё поэты и писатели, так же как художники и одарённые дети умеют нестандартно видеть. Обычный человек всё, с чем он сталкивается, стремится разложить по полочкам. Если он видит троллейбус сзади, то это троллейбус сзади и больше ничего. Если это портрет Антона Павловича Чехова, где он изображён в пенсне, то это портрет Чехова и не более того. А вот писатель Юрий Олеша заметил, что троллейбус сзади напоминает портрет Чехова: два окна, как стёкла пенсне, а верёвка от дуги – как шнурок.

Для человека с шаблонным восприятием мира дождь – это дождь, струи дождя – это форма, которую принимает вода, падая с неба. А вот как выглядит дождь у поэта Иосифа Уткина в стихотворении «Дождь в детском саду» [1. с. 53]:

Смолкла птица… Сникла ветка.

И срывается с гвоздя

Металлическая клетка

Полосатого дождя.

………………………………

Или – знаю: это льётся

И не дождь, а – провода.

И по ним передаётся

Очень срочная вода.

 

Как на Ваш взгляд, это стихотворение может послужить толчком для творчества ребёнка? Может помочь ему представить струи дождя в другом виде?

На мой взгляд, художественное слово бывает гораздо выгоднее, чем показ готовой работы или пример приёмов рисования. Готовая работа может сразу отпугнуть ребёнка – «Я так не смогу (не сумею)», увести от зарождающегося образа, заставить поверить, что это единственно правильное решение.

Во втором случае «загоняет» в рамки и «гасит» искорку самовыражения. А художественное слово помогает раскрыться творчеству и нестандартному видению. Самое главное быть к этому готовым, не давать оценку штампами. Вообще в оценке детских работ надо стараться избегать категорий «хорошо» — «плохо». Представьте себе, что мы предложим десяти талантливым художникам нарисовать один и тот же пейзаж. Как Вы думаете, что у них получится?

Правильно, мы увидим десять разных пейзажей! Секрет прост: каждый из художников увидит пейзаж по-своему. Одного увлекут краски, другого – воздушная дымка, третьему понравятся цветы на фоне голубого неба, четвёртый откроет нам не замеченные нами оттенки цвета в кронах деревьев. И каждый художник в своей картине невольно подчеркнёт то, что ему понравилось. Иначе говоря, он выразит своё отношение к тому, что он рисовал [1. с. 11-12]. Такая картина уже интересна зрителю. Но при этом, какой же пейзаж из десяти будет лучше, хуже, правильнее и точнее? Никакой! Просто каждая картина будет авторская, не лучше или хуже, а просто другая.

Вот и наша задача, подобрать художественное слово не устанавливая ограничения, а помочь ребёнку выразить своё «Я» в своём рисунке. Помочь посмотреть на знакомые вещи другим взглядом, расширить границы привычного, увидеть в обыденном необычное! При этом детский рисунок не стал «как все», а был авторским.

Учитывая, что у творчески одарённого ребёнка, как бы он не был одарён, жизненный опыт ограничен, и ему предстоит узнать очень много и сделать множество открытий, то на занятиях творчеством важно и показать, и направить, и поддержать, и применить весь спектр доступных приёмов и методов. Поэтому я не хочу сказать, что применение художественного слова на занятии, единственно правильное решение, просто пусть всему будет своё логичное место и время. А художественное слово, учитывая юный возраст и одарённость художников, может очень удачно помочь смоделировать ту или иную педагогическую ситуацию.

А теперь перейдём к практике. Давайте рассмотрим влияние художественного слова на создание образа кота. Какая картинка рождается в Вашем воображении, когда Вы слышите слово «кот». Я думаю, что не очень ошибусь, если это будет похоже на «четыре лапы пятый хвост». У ребёнка тоже есть уже устоявшийся образ кота, увиденный в жизни, на телеэкране, печатной продукции и т.д.

А что Вы себе представляете, когда слышите детские потешки про кота.

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот.

— Тише, мыши, не шумите!

Кота Ваську не будите!

Как проснется серый кот —

Разобьёт ваш хоровод!

Шевельнул ушами кот —

И исчез весь хоровод!

Как у нашего кота
         Шубка очень хороша.
         Как у котика усы
         Удивительной красы.
         Глазки смелые,
         Зубки белые.
         Ходит кот по лавочке,
         Ловит всех за лапочки.
         Топы-топ по лавочке,
         Цап-царап за лапочки.

Я думаю, образ кота не очень изменился. По крайней мере, он продолжает оставаться достаточно реалистичным. А теперь проследите, как будет меняться образ, если мы прочтём стихотворение Новеллы Матвеевой

Она умеет превращаться.
Смотри! Полосатая кошка,
На тумбе сидит, как матрёшка!
Но спрыгнет – и ходит, как щука,
Рассердится – прямо гадюка!
Свернётся – покажется шапкой.

Растянется – выглядит тряпкой…
Похожа на всех понемножку.
А изредка – даже… на кошку!
Вероятно, труднее всего,
Превратиться в себя самого.

А действительно, много людей замечает, что сидящая кошка, идеально вписывается в форму матрёшки? Что-то мне подсказывает, что далеко нет. А про «шапку», про «тряпку», про «всех понемножку»? Тоже думаю не все и не всегда. А стихотворение этой замечательной поэтессы включает ребёнка в игру «Что на что похоже?», и ребёнок начинает смотреть на окружающее по-другому, в привычных предметах подмечая какие-то тонкости и нюансы. А теперь сложившаяся картинка в голове может снова поменяться…

Даниил Хармс
Удивительная кошка
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики нужно купить.
И сразу столпился народ у дороги,
Стоит и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит.

И вот наша реальная кошка – «четыре лапы пятый хвост», встаёт на две лапы, принимая вертикальное положение…

 А если мы прочтём стихотворение А. Усачев, то произойдёт очеловечивание этого милого животного, до чего не сразу и далеко не всегда может додуматься ребёнок, если у него уже сложился образ кота. А это уже выход за рамки привычного взгляда на действительность.

Есть где-то …

Есть где-то Кошачья Планета.
Там кошки, как люди, живут:
Читают в постели газеты,
И кофе со сливками пьют.

У них есть квартиры и дачи,
Машины и прочий комфорт,
Они обожают рыбачить,
И возят детей на курорт.

Летают в заморские страны,
Находят алмазы с кулак,
Сажают на клумбах тюльпаны,
И даже разводят собак.

Роскошная жизнь на планете,
У кошек, котов и котят!
Но странные жители эти,
Всё время о чём-то грустят.

Как много игрушек хороших,
Как много пластинок и книг!
Вот нет только кошек у кошек…
Ах, как же им грустно без них!

Вот у Вас тоже есть уже сложившийся образ кота, картинка менялась по мере смены стихотворений, а теперь я предлагаю всё это «выбросить» из головы, забыть на время, и нарисовать кота, прослушав стихотворение К. Стрельникова «Коты бывают всякие»:

Коты бывают всякие!

Прозрачные и яркие.

Чудные, непонятные,

Овальные, квадратные,

Крутые, грациозные,

Весёлые, серьёзные.

На свете много кошек,

И в ромбик, и в горошек,

Безусых и усатых,

В пижамах и в халатах,

С браслетами на лапах,

В панамах или шляпах.

Ах, все они прекрасные –

В полосках и в цветочках,

Когда их дети красками

Рисуют на листочках!

Возьмите в руки карандаш и бумагу, даже если вы вообще не умеете рисовать, забудьте своё «Я не могу!», услышьте в душе «Я хочу!», доверьтесь автору и услышанному художественному слову, поверьте в то, что «Коты бывают всякие!», и результат Вас приятно удивит! Ну а если за дело возьмутся творчески одарённые дети, то полёту детской фантазии не будет никаких границ, и в результате мы получим целую галерею самых неожиданных и невероятных образов.

На мой взгляд, это самое точно подобранное художественное слово, которое мы можем использовать для развития творческого потенциала одарённого ребёнка, потому что из всего выше прочитанного, этот автор снимает все ограничения и рамки, стирает все имеющиеся представления и даёт полный простор творчеству и самовыражению.

Таким образом, если нам удаётся удачно подобрать художественное слово, ребёнок получает возможность не копировать, но воображать создаваемую реальность. Он сам торопиться воплотить то, что открылось ему при помощи художественного слова.

А закончить хотелось бы вот таким четверостишием (извините, не знаю автора), которое снимает все ограничения, доказывая, что у художника с волшебной палочкой «всё быть может», ну а «то, чего не может быть» мы всегда вообразим и нарисуем!!!

 Всё быть может, всё быть может,

Всё, конечно, может быть.

Одного лишь быть не может,

То, чего не может быть!

Библиографический список

  1. Воловик А. Ф. Всё о рисовании. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000 – 176 с.

Анастасиади Елена Владимировна, Воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 комбинированного вида», Кемеровская область

22.05.2015, 843 просмотра.

В журнале для учителей «Педагогический советник» можно опубликовать статью учителю и получить сертификат публикации учителя. Издание «Педсоветник» проводит различные дистанционные конкурсы для педагогов, воспитателей и методистов.