Творчество обучающихся как наиболее эффективный путь эстетического развития личности во внеурочной деятельности

В настоящее время, в условиях развития современного общества, проблема повышения эффективности эстетического воспитания школьников приобретает особую актуальность в связи с задачей всестороннего гармоничного развития личности.

Задача развития индивидуальных творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей. Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуальных творческих особенностей. Поэтому задачей педагога является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

Как педагога, меня особенно интересует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся. Оно направлено на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. С этой точки зрения считаю плодотворной взаимосвязь образовательных областей «Технология» и «Искусство». С одной стороны, изучение традиционных художественных промыслов, в том числе местных ремесел, овладение художественными навыками приобщают детей к народно — прикладному искусству, воспитывает эстетическое отношение к действительности; с другой, полученные знания и навыки могут помочь им в дальнейшем стать конкурентоспособными на рынке труда. Серьезное внимание на проблему эстетического воспитания в процессе обучения было обращено ещё во второй половине 50-х гг. прошлого века.

Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Сегодня не требует доказательств тот факт, что успешность в профессиональной деятельности современного специалиста в значительной степени опирается на его творческий потенциал. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. Ведь народные художественные промыслы возникли тогда, когда люди, которые занимались одним видом ремесла, изготовляли те или иные изделия не только для собственных нужд, но и для рынка. Народное искусство является плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшала народный быт, труд и праздники. На примерах изделий декоративно – прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Развитие творческих способностей обучающихся будет целесообразным и эффективным, если:

-                 Будет разработана система развития творческих способностей обучающихся, основанная на коллективной, творческой, социально полезной, совместной деятельности детей и взрослых;

-                 Будет обеспечено выполнение комплекса педагогических условий, благоприятных для развития творческих способностей.

 

Объекты труда, выполняемые на занятиях, я рассматриваю как средство художественно – эстетического воспитания школьников. В большинстве случаев эти изделия, работы имеют практическое применение, и знание «законов красоты» позволяет создавать вещи, имеющие свой стиль и художественный образ.

 Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Чтобы повысить заинтересованность, активизировать деятельность и познавательную мотивацию школьников я применяю различные формы и приемы работы. Учащиеся выполняют работы различными материалами, работают на разнообразной основе: на картоне, цветной бумаге и т.д. Словом, используя все доступные материалы, даже самые замысловатые, дети учатся выражать свой мир образным языком искусства.

Использование различных техник даёт возможность включения в учебный процесс элементов игровых технологий. Игровые моменты, присутствующие на занятии, вовлекают детей в своеобразный мир, помогая им лучше понять свойство того или иного предмета или явления. Дети творят, придумывают, фантазируют, развивают абстрактно – логическое мышление.

Кружковая работа — это особые занятия. Они должны строится по законам искусства и творчества. Прежде всего, духовное общение. Это необходимость сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. Мои предметы обязывают меня говорить о том, что школьным интерьерам необходимо продуманное оформление.

Л.Н. Толстой, обучая крестьянских ребятишек, считал важной задачу развития творчества и предложил одно из возможных решений ее. Этот прием  заключался в том, что он сам начинал вместе с детьми писать на ту же тему, что и дети. Момент этого способа вовлечения детей в творчество, выражался в том, чтобы показать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, процесс писания, рисования с тем, чтобы они собственными глазами увидели, как «это делается».

Правильно построенные занятия с новыми формами и методами способствуют глубокому формированию чувств любви к прекрасному. Принцип наглядности является одним из основополагающих на кружке так как визуальное восприятие дает более полную информацию о чем- либо, которая на долго запоминается. Умелое применение методических пособий (схем, таблиц), экспозиционных материалов (выставочные работы учащихся, работы учителя), художественной литературы, педагогического рисунка, средств ТСО позволяет добиться хороших результатов в обучении.

 

Использование современных педагогических технологий.

Интересен опыт использования интерактивных технологий  обучения, при которых:

-                      воспитанник определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом;

-                      воспитанник открывает новые знания – педагог рекомендует источники знаний;

-                      воспитанник выбирает – педагог содействует;

-                      воспитанник активен – педагог создает условия для проявления активности.

 

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей

  1. Первое условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
    1. Второе условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одни каким-либо делом, в выборе способов.
    2. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть третье условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь — в подсказку.

 

4.Для творчества необходима комфортная психологическая обстановка, поэтому создание на занятиях благоприятной теплой дружелюбной атмосферы особенно важно. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Определены приемлемые методы развития творческих способностей:

  1. Эвристические методы решения творческих задач: поиск различных форм применения на практике изучаемого технологического приема.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

  1. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. С этой целью можно использовать следующие приемы:

-                 организация выставок творческих работ обучающихся на уровне образовательного учреждения;

-                 участие обучающихся во всевозможных творческих конкурсах;

ознакомление с Интернет-ресурсами, сайтами;

-                 проведение мастер-классов педагогом совместно с воспитанницами, имеющих высокие результаты;

-                 совместные проекты.

Анализируя опыт развития творческих способностей в процессе обучения и воспитания детей, был сделан вывод, что воспитанники стали более осознанно подходить к созданию того или иного материального или культурного продукта в ответ на определенную потребность в нем, творчески искать пути решения возникающих проблем. Они активнее взаимодействуют друг с другом, с окружающими людьми, стараются правильно и планомерно организовать свою деятельность, доводят начатое дело до конца. Все это, несомненно, способствует формированию творческой, самодостаточной личности каждого воспитанника.

Эстетическое воспитание в процессе творческого труда позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду и проблеме выбора профессии.

 

Библиографический список:

1.     Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. — 1998. — № 4. — С.83.

2.     Бабанский Ю. К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. — 1987. — № 2.

3.     Богоявленская Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. — М.: Смысл, 2000. — С.186-198.

4.     Бьюзен Т. Простые методы повышения ваших интеллектуальных и творческих способностей. — Минск: Попурри, 2001. — 188 с.

5.     Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С.807-819.

6.     Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. — 344 с.

7.     Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. — Л.: Знание, 1987. — 38 с.

8.     Левин В. А. Воспитание творчества. — Томск: Пеленг, 1992.

9.     Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского. — М., 1969.

10.   Матейко А. Условия творческого труда. — М.: Мир, 1970. — 300 с.

11.   Туник Е. Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. — М.: Чистые пруды, 2006.

Алексеева Светлана Юрьевна, учитель ИЗО и технологии, «Средняя общеобразовательная школа №6», Тверская область, г.Торжок

24.09.2015, 836 просмотров.

В журнале для учителей «Педагогический советник» можно опубликовать статью учителю и получить сертификат публикации учителя. Издание «Педсоветник» проводит различные дистанционные конкурсы для педагогов, воспитателей и методистов.