Изучение традиций, быта, обрядов российских немцев на Алтае в исследовательской деятельности учащихся, как средство познания этнического своеобразия национальной немецкой культуры

На территории Алтайского края проживает самая большая этническая группа российских немцев. По переписи населения 2010 года выяснилось, что численность немецкого населения составляет почти 80000 жителей, и в числе этих жителей есть те, которые проповедуют историческую и культурную ценность своего народа и вовлекают молодых людей в изучение своих корней, семейных традиций и семейного быта. Еще в XVIII веке великий ученый педагог Ян Амос Каменский в книге «Великая дидактика» четко сформулировал идею преподавания предметов на основе изучения родного края: «своё, близкое и родное в природе, человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое».

Для меня, как преподавателя истории и обществознания, тема русско-немецкой культуры на Алтае и исследовательская деятельность учащихся по данной теме очень актуальны и важны для проявления большего интереса к изучению моих предметов, а также для приобщения подростков к национальной культуре в условиях современной жизни. Рост этнографического интереса должен всегда сопровождать целенаправленным процессам обучения, прививание гражданам идей этнической толерантности, межэтнического взаимодействия в полиэтническом мире.[2, C. 194] Учащиеся Краевого центра дистанционного образования детей – инвалидов проживают во многих уголках Алтайского края, где и встречаются с выходцами из немецких семей. Своевременно возникли вопросы: «Откуда появилось такое количество немецкого населения на территории Алтайского края?», «Отличается ли их жизнь от жизни русского населения?» После чего ребята активно вступили в деятельность исследования традиций, быта своих друзей, родственников и соседей из числа немцев, с целью составления сообщения по собранному и проанализированному материалу. Чтобы подготовить молодежь к миссии «государство, общество и культура», надо повернуть молодых людей, как в центре страны, так и в регионах к идее духовности культуры, к этнокультурным традициям. [1, С. 178]

Объектом одного из исследований стала: эмиграция немцев из Германии в Россию и их миграция на территории России. Были изучены пути переселения немецких семей Франц и Вебер из Германии в Россию, из Поволжья на Алтай, а также миграция в Славгородском районе Алтайского края. Ученица хотела выявить и проанализировать пути переселения этих семей на основе общей истории переселения немцев из Германии в Россию и создать общую картину судеб семей Франц и Вебер. Были изучены: история Германии периода 18 века и выявлены основные причины, по которым немецкие крестьяне и ремесленники покидали свою Родину, манифесты Екатерины II, которые и послужили поводом для переселения, исторические статьи жизни русских немцев в 1941- 1945гг., 1947-2011гг. Интервью с членами семей Франц и Вебер позволило составить пути их переселения на географических картах, подобрать соответствующие документы и фотографии из семейного архива.

Объектом другого исследования явились традиции, обряды и быт в немецкой семье Винц. В качестве предмета изучения ученица проанализировала совокупность ценностных характеристик, описаний, значений, сохранившихся традиций в этой семье. Задачи исследования были построены следующим образом: определить понятия «традиции», «обряд», «быт», описать сохранившиеся традиции, обряды и элементы национального быта, установить этническое своеобразие русско-немецкой культуры.

«Словарь русского языка» С.И.Ожегова поясняет эти слова следующим образом: «… традиция это то, что перешло от одного поколения к другому», «обряд — совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие- то религиозные представления или бытовые традиции», «быт — общий жизненный уклад».

Из толкований терминов в словаре и изученной истории семьи Винц ученица выяснила, что их предки из католической семьи. Для католиков характерно было и остается до сих пор соблюдение семи таинств, но самое главное, как — крещение. С раннего детства все дети крещенные. Религиозная традиция крещения сохраняется в этой семье до сих пор — это главное таинство всех католиков. Придерживаясь стратегии на качественное описание традиций, элементов быта, школьница составила анкету из следующих вопросов:

  1. Кто из семьи говорит по-немецки?
  2. В какое конкретное место на Алтае были переселены Ваши предки?
  3. Как жили Ваши родственники во время ВОВ и после?
  4. Сохранились ли в Вашей семье традиции, обряды от предков?
  5. Что из семейного быта сохранилось предков?

Анкетирование проводилось среди всех членов семьи Винц, имеющих немецкие корни. Было опрошено 12 человек. Выяснилось, что в их общей семье никто не говорит по-немецки, а лишь понимают некоторые фразы. Одним словом, язык семья не сохранила из-за насильственного переселения их предков с Поволжья на Алтай. Отсюда произошла национальная дезориентация; разрушению подверглись не только язык, но и обычаи, традиции, жизненный и бытовой уклад. В этом была сложность работы, но сложность эта имела и уникальность: найти хотя бы крупицу национального, «обогреть» её и сохранить.

В семье Винц сохранилась только одна немецкая традиция: празднование святых праздников: Рождества Христова и Пасхи. Рождество Христово семья отмечает с 24 декабря по 25 декабря. В этот святой праздник они наряжают елку яркими игрушками. Но поскольку они давно живут в культуре русских людей, то святого Николая они не ждут. Начищенные ботинки на ночь перед порогом для подарков от Николауса никто не ставит. Этот ритуал давно ассимилировался в семье. Но подарки друг другу в праздник они делают. Дети предпочитают мастерить своими руками открытки, вазы, салфетки, мыльницы.

 В Пасху, которую семья отмечает иногда неделей раньше до русской, красят яйца, делают пасхальный кулич, национальное блюдо Ревель Кухен. Крашеные яйца для них — главный символ святого праздника — символ жизни. Пасхальный заяц в день Пасхи в этой семье не появляется. Этот ритуал также ассимилировался. Ревель Кухен — одно из главных угощений праздника — это сладкий пирог, который делают немецкие семьи абсолютно одинаково: раскатанное дрожжевое тесто смазывают вареньем или джемом и посыпают крошкой, сделанной из маргарина, муки и сахара. На тарелку в День Пасхи члены семьи выкладывают Пасхальный кулич, яйца, рядом ставят немецкое угощение Ревель Кухен для приглашенных гостей.

Сохранилась в этой семье и обрядовая традиция. Захоронение предков, родственников семьи Винц производят по определенным канонам. В день похорон они не плачут, т.е. не омрачают участь покойных слезами, криками, плачем по поверью того, что иная жизнь умершего должна быть светлой. На могилах устанавливают памятники с высеченными портретами из мрамора. Имена и фамилии покойных пишут на русском языке. На некоторых, более ранних могилах, сделаны надписи в виде такого изречения на немецком языке, что в переводе обозначает «Покойся с Богом». Памятники члены семьи Винц устанавливают на могилах не как русские в ногах, а в голове в восточной стороне, чтобы восходящее солнце освещало написанные имена усопших. По их поверью это звучит так: «С восходом солнца просыпается Иисус Христос и освящает своим светом имена умерших людей».

Исследовательская деятельность, в ходе которой осуществлялся сбор материала для изучения традиций, быта немецких семей, учащимся дает возможность выявить сохранившуюся ценностность этнического своеобразия в национальной культуре.

Библиографический список

  1. Буянкина Е. Г. Интеграция национально — культурных общественных объединений Алтайского края как прогрессивный фактор развития гражданского общества / Этническое многообразие как основа развития гражданского общества в Алтайском крае; материалы межрегиональной научно — практической конференции 16 ноября 2007 года // под ред. В.И. Матиса.- Барнаул — АКИПКРО, 2007.- 218с.
  2. Назаров И. И. Этнографическое образование в Алтайском крае / Этническое многообразие как основа развития гражданского общества в Алтайском крае; материалы межрегиональной научно — практической конференции, 16 ноября 2007 года // под ред. В.И. Матиса.- Барнаул — АКИПКРО, 2007.- 218с.

Вишнякова Наталья Николаевна
КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей – интернат»,
Краевой центр дистанционного образования детей – инвалидов, Россия

23.11.2015, 1033 просмотра.

В журнале для учителей «Педагогический советник» можно опубликовать статью учителю и получить сертификат публикации учителя. Издание «Педсоветник» проводит различные дистанционные конкурсы для педагогов, воспитателей и методистов.